О фильме
Как известно, «Алита: Боевой ангел» появилась благодаря фантазий автора оригинальной манги Юкито Кисиро, режиссера Роберта Родригеса, продюсера Джеймса Кэмерона и не только. Мир получился странным, узнаваемым в каждой отдельной детали, но, на первый взгляд, похожим на перепутанный пазл.
XXVI век, после серии ядерных войн над Землей парит последний летучий город Залем (Салем), а под ним расположено рабочее гетто Айрон-Сити. Жители традиционно разделены: верхний и нижний мир почти не встречаются. Наверх по киберпанковским гигантским пневмотрубам поступают товары и техника, из Салема сбрасывается мусор на гигантскую помойку. Алита (Роза Салазар) как раз низвергнутый ангел, последний свидетель катастрофической войны, забытый и выброшенный на свалку, где ее подбирает добрый доктор Идо (Кристоф Вальц). Он киберхирург, умеющий сшить живую плоть со смертоносной сталью.
Жизнь на земле непростая: железный век, железные сердца. Киборгизированные люди и обыкновенные друг друга недолюбливают, а иногда даже кромсают на части. Кто может, выплескивает агрессию в жестоком спорте моторболе, которым заведует злодей Вектор (Махершала Али). Но днем этот мир не так уж мрачен: апельсиновый солнечный свет заливает муравейник фавел и обветшавших небоскребов, люди всех рас и модификаций ведут бойкую жизнь латиноамериканского или азиатского мегаполиса.
Открыв огромные глаза, искусственная девочка начинает дарить свою любовь названному отцу, встреченному мальчишке и всему городу. Однако со временем спящая память Алиты пробуждается. Тело киборга лучше всего умеет убивать, а душа велит сражаться за справедливость. Ее в свою очередь хотят уничтожить все злодеи, включая незримого наблюдателя из небесного города (долгожданное и законспирированное возвращение на большой экран Эдварда Нортона).
33-летняя актриса Роза Салазар не просто выглядит моложе лет на 15: огромные «анимешные» глаза производят гипнотическое впечатление. Сперва умиляешься, когда юное создание открывает такие удивительные вещи, как апельсины и шоколад, затем восхищаешься, когда она демонстрирует владение боевыми искусствами и кромсает маньяков. Трудно согласиться с теми, кто находит внешность Алиты неестественно-пугающей. Скорее, это логичное развитие эстетической моды последних десятилетий на «невинность», заставляющая вспомнить в том числе о женщинах-кошках из «Аватара» Кэмерона — тот много лет хотел поставить «Алиту» сам, а в итоге выступил продюсером фильма.
Мимика героини не механическая, и джокондовская улыбка совсем не напоминает робота. Тем более поражает контраст лица и нечеловеческого тела. Точнее, тела она меняет дважды: первое похоже на иллюстрацию из старинного анатомического атласа, второе, с борта затонувшего космолета пришельцев, — на текучую плоть Терминатора.
Героиня фильма оказалась где-то между Галатеей и невестой Франкенштейна. Фильм же ссылается на десяток фантастических сюжетов сразу. Город Залем — это, конечно, Лапута из книги Свифта и также из вдохновленного ею мультфильма Миядзаки. Недостижимая небесная столица, угрозой и мечтой нависшая над земным миром, скрывает тайну прошлой окончательной катастрофы, разделившей общество. Подобно корчевщикам и жестянщикам из «Неукротимой планеты» Гарри Гаррисона, жители двух миров существуют в странном симбиозе и неприятии друг друга. Но какой именно социальный комментарий предлагает фильм? Мир будущего будет раем, но не для всех, — это довольно мелко. Алита из «Союза Республик Марса» явно отсылает к Советскому Союзу — но почему? Темы, образы, отсылки словно собраны чудаком-коллекционером на научно-фантастической свалке. Вдобавок возникают определенные трудности перевода с японского языка на голливудский. То, что в манге или аниме может смотреться как поэзия, в пересказе фильма часто похоже на бред. Поэтому всерьез разбирать мотивацию едва прописанных героев, постоянно меняющих стороны и действующих невпопад, совсем не хочется.
Конечно, поэту китча Родригесу сходило с рук и не такое. Он использует самые форсированные приемы, самые грубые мазки, чтобы нарисовать очередную свою страну чудес без тормозов. Вот закат на свалке и покалеченная кукла на руках у доктора в широкополой шляпе. Вот милую собачку давит железным кулаком злобный гангстер, и Алита размазывает собачью кровь по своему невинному лицу, как боевой окрас. Вот почти-настоящая девочка вынимает из груди сердце — ядерный реактор, предлагая его в дар настоящему мальчику. А еще полюбившегося персонажа можно, например, убить два раза за 15 минут! Сколько слезинок ребенка прольется в стальной хватке этого безумного экшена!
Мотив отчуждения от тела в эпоху постоянно возникающих революционных технологий, возможно, еще окажется пророческим. Поэтому сиквелов истории хочется ждать, несмотря на некоторую легкомысленность исполнения. А если отбить сюжет не удастся — что ж, наверное, мы просто подзабыли, как плакали по пластиковым куклам и солдатикам, когда те ломались.
Мнение
«Алита» — очередной фильм, где графика даже не пытается убедить зрителя в том, что нарисованное — реально. Наоборот, она выпирает отовсюду, словно крича: «Глядите, у нас дорогой графон!» Визуально «Алита» очень напоминает «Первому игроку приготовиться», и это не комплимент. В фильме Спилберга действие происходило в виртуальной игре, и это хоть как-то оправдывало, что персонажи и окружение выглядят как в мультике. Но у Родригеса-то так выглядит «реальный» мир!
Пожалуй, именно это подкашивает картину сильнее всего: её общая стилистика. Вряд ли кто-то не пойдёт в кино из-за непроработанного Хьюго или несфокусированности сюжета — этого по трейлерам не видно. А вот то, что фильм выглядит пластмассово, как сценка из игры, что многие реплики в нём звучат искусственно и банально, — это можно понять и из двухминутного ролика. Если «Алита» в итоге действительно провалится, то не потому что так уж плоха. Просто её создатели не сумели убедить далёкого от аниме зрителя, что в этом фильме есть и много крутого.
Подписывайтесь на канал, где найдете фильмы или мультфильмы по вкусу.
#алита боевой ангел #фильм на вечер #аниме обзор #приключения #фэнтези