Найти тему
Алиса Нарядова

К сентябрю 2001 г. на складе ТМЗ оставалось немногим более 400 задних мостов

Когда запас начнет исчерпываться, на заводе развернут их производство по сохранившейся технологии. В дальнейшем, чтобы сохранить и расширить выпуск мотовездеходов «Рысь», потребуется существенно модернизировать их. Прежде всего, наряду с изготавливаемыми сегодня аппаратами, предполагается освоить выпуск полноподрессоренных машин. Но это лишь малая часть планов по совершенствованию тутаевского ATV. О его обновлении — опять по собственной инициативе — печется все тот же О. М. Свещинский. Уже в качестве индивидуального предпринимателя он, вкупе с В. Б. Купцовым, спроектировал и приступил к изготовлению опытного образца полноподвешенной модели «Рысь-2», вместе они разрабатывают проект полноприводного квадроцикла «Рысь-3». Проведенные О. М. Свещинским маркетинговые исследования показали, что рыночная ниша подобных машин в России пока еще не заполнена и спрос на 4-колесники исчисляется тысячами экземпляров. Это вселяет в него надежду убедить руководство ТМЗ расширить изготовление ATV. По его расчетам, уже при годовом выпуске более 300 тутаевских «кошек» их производство станет прибыльным, а имеющиеся производственные мощности предприятия позволяют к 2003 г. увеличить поставки «Рысей» до 3000 штук в год. 

Основным конкурентом ТМЗ является ЗиД, продолжающий строить свои ATV. В течение 1986–2000 гг. там сделали 2682 машины (25 — на экспорт) и собираются их выпуск увеличить. 

Современная же (без задней подвески) «Рысь», похоже, долго будет востребована сельскими жителями (ежегодно продается до 150 машин) в качестве этакого мини-трактора, который целесообразно укомплектовать арсеналом навесных и прицепных сельхозорудий. Устойчивый спрос (до 300 штук в год) ожидается и на полноподрессоренную модель. Ее покупателями станут непоседы — туристы, охотники, рыбаки, лесники, обходчики. Для укрепления позиций ATV на российском моторынке полезно выпускать на ходовой части «Рыси» мотогрузовики с различными кузовами, в том числе бортовые, фургоны, самосвалы. Спрос на такую технику предполагается до 5000 машин в год. Воплощение этих планов потребует быстрого расширения производства 4-колесников на ТМЗ. А чтобы успешно противостоять конкурентам, понадобится усовершенствовать ходовую платформу, применить более совершенную переднюю подвеску, например, типа Мак-Ферсон, полноприводную схему с более мощным движком, более эстетичный дизайн, попрочней и нарядней материал крыльев и панелей, электрический запуск мотора — всего не перечислить. Как видим, создателям тутаевской «Рыси» предстоит увеличить как объемы производства, так и типаж выпускаемой продукции — от довольно-таки простой существующей модели до более комфортабельной, добротной, изящной и даже экстравагантной. Нужно, чтобы на ТМЗ (или его дочернем предприятии) выпускались тысячи ATV 5–7 заводских марок. Такое, думаю, вполне по силам Тутаевскому моторному заводу. 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОВЕЗДЕХОДА «РЫСЬ» 

Длина, мм — 2360 

Ширина, мм — 1270 

Высота, мм — 1200 

База, мм — 1330 

Колея: 

передних колес, мм — 880 

задних колес, мм — 930 

Дорожный просвет, мм — 180 

Сухая масса, кг — 360 

Максимальная нагрузка (водитель, пассажир, багаж), кг — 270 

Максимальная масса буксируемого прицепа, кг — 325 

Наибольшая скорость (с прицепом), км/ч — 60 (40) 

Контрольный расход топлива на 100 км пути по шоссе со скоростью 30 км/ч, л — 8 

Шины: 

передние марки Я-419, мм — 580×220 

задние марки Я-417, мм — 580×270 

Двигатель: 

Тип — двухтактный, двухцилиндровый, с жидкостным принудительным охлаждением 

Рабочий объем, см3 — 350,4 

Диаметр цилиндра, мм — 62 

Ход поршня, мм — 57,6 

Степень сжатия — 9,3 

Максимальная мощность, л.с. — 21,7 

Частота вращения коленвала при максимальной мощности, 1/мин — 4883 

Число ступеней в коробке передач — 4 

Число ступеней в демультипликаторе — 2