По моему скромному мнению мы живём в эпоху пузырей. Финансовых, информационных и прочих. И каждый раз, когда что-то подобное надувается, люди наперегонки вспоминают Тюльпаноманию. В качестве образчика первого зафиксированного финансового пузыря и его последующего «хлопка». Правда, не всё было так очевидно. Длилось это событие всего один год с 1636 по 1637, но «мыло» для пузыря подготавливалось задолго до этого. Самый первый тюльпан в Европу привезли ещё в середине XVI века из Османской империи. Цветок был красивый, необычный и у многих европейских монархов появилось желание заиметь у себя такой же. Купцы и садоводы засучили рукава и к концу века этот цветок начали поставлять во многие страны по невероятным ценам. Проблема была в чём? В том, что от семечка до бутона проходит примерно 2—7 лет. А размножается он обычно луковицами, которые цветут каждый год. И это тоже сыграет свою роль в событиях. Пока нам важно, что Европа преклонилась перед этим растением.
Удивительно, но Голландия попала в общую струю увлечения довольно поздно, только в начале XVII века. Как раз сошлись два необходимых условия: голландские ботаники выяснили, что тюльпаны довольно хорошо переносят местный климат, а голландские богачи поняли, что их капиталов, во многом благодаря Ост-Индии, хватит не только на картины, но и на дорогие цветы. А это было действительно увлечение не из дешёвых — в других странах за луковицу тюльпана просили цены соизмеримые с годичным заработком какого-нибудь ремесленника.
Самое важное тут было то, что у тюльпана было свойство (гораздо позднее это объяснили вирусной болезнью) — пестролепестность. Луковицы обычно красных или жёлтых тюльпанов вдруг могли породить удивительно причудливы лепестки, где будут смешаны разные цвета. Естественно, как и всё уникальное, подобные экземпляры были желанной добычей. Если вы, как и я, плохо помните курс ботаники, то вряд ли понимаете глубину всей проблемы... Подробности: у нас есть семена тюльпана. Я засеваю ими поле. Через пару лет всё прорастает и превращаются в луковицы из которой вылазит цветок. Потом образуются другие луковицы, которые можно выкопать и продать. Почему их, а не семена? В этом и есть самая мякотка. Я уже говорил, что из луковиц, в отличие от семян цветы можно получить через год. Но, кроме этого, через эти луковицы передавалась и болезнь обеспечивающая «материнскую» окраску бутонам. Как это выглядело для человека? На моём поле выросло 50 цветов, из них десяток — больные, 7 сдохли, 2 не распустились, а 1... один оказался прямо вообще уникальным. И теперь цветок породит ещё три луковицы из которых вырастет ЕЩЁ один такой же бутон с необычным цветом. И их можно продать, Или оставить на годик, чтобы увеличить количество луковиц до 9! Чувствуете глубину? Уникальная штука, которая может делать ещё больше уникальных штук.
Вначале подобные вещи за огромные деньги продавались лишь между энтузиастами с тугой мошной. Все остальные смотрели на них как на идиотов, переводя луковицы в коров и охреневая от соотношения. Но кто-то задумался... Хм, а ведь я могу продать корову и купить себе луковицу вырастить и, если повезёт... открыть врата в ад. После подобных мыслей большинство крестьян забросило привычные им культуры и переключились на тюльпаны. Цены взлетели... так, стоп. А как же спрос-предложение, невидимая рука рынка? А это вот она и есть — теперь луковицами заинтересовались слишком много народа. Ведь даже выращивать сами цветы уже было необязательно. Можно было просто купить луковицу, подождать некоторое время и продать её уже гораздо дороже. Пузырь начал надуваться. По нынешним меркам, цена на «хорошие» луковицы находилась на уровне 50—100 тысяч долларов, самые дорогие можно было купить за 750 тысяч. Да, не всем везло и появление уникального цветка из семечек было делом случайным, кто-то прогорал и оставался без коровы, зато с дешманскими обычными цветами, способными заинтересовать разве что какого-нибудь лавочника. Но и это не было настоящим пузырём...
Фьючерсы. Они родились именно тогда. Нет, торговцы с этим инструментом были знакомы давно, а вот для широкой общественности они открылись именно тогда. Дело в том, что тюльпаны цветут весной, летом появляются дочерние луковицы, а осенью обычно их сажают. Но многие богачи просто не хотели ждать. И тогда они стали покупать ещё не существующие урожаи уже осенью. Типа — вот тебе задаток, а летом ты мне продашь луковицы. Я вот даже дам обязательство, что куплю их у тебя по определённой цене. Эти расписки можно было перепродать. Зачем? Ну, смотрите. Осенью Андрис соглашался купить луковицу, допустим, за 80 гульденов. К нему подходил Бартэль и предлагал продать ему это обязательство за 100. Хм, думал Андрис. Я ведь могу позже купить луковицы у другого, за 90, а 10 положить к себе в карман? Ок, соглашаемся. Теперь у Бартэля была гарантия, что за 100 денег он купит луковицу. А к лету стоимость луковицы на рынке вырастала уже до 180. Бартэль приобретал, как это и было условлено за 100 гульденов луковицу, а потом перепродавал, кладя в карман 80 гульденов. И эта цепочка перекупов могла быть гораздо, гораздо длиннее.
Когда торговцы выяснили, что на рассмотрение был внесён закон, по которому покупатель мог отказаться от обязательства заплатив неустойку в 3,5% от цены контракта, это ещё сильнее подстегнуло торги. Ведь если стоимость луковицы летом падала, например, до 80, Бартэль мог просто отказаться от покупки заплатив неустойку всего в 3,5 гульдена. Плохо, что ли? Хорошо. Чит на халявные деньги в реале. Закон в результате не приняли, но до этого решения стоимость расписок уже полностью слетела с нарезки. Через какое-то время пузырь надулся настолько, что люди тупо перестали смотреть на стоимость самих тюльпанов, сосредоточившись только на расписках. Пик этого безумия пришёлся на начало 1637 года. Контракты за четыре месяца подорожали в 20 раз. И вот в феврале наступило похмелье. Аукционы срывались, потому что контракты по заявленным ценам уже никто не хотел покупать. Паника! Владельцы в желании получить хоть что-то кинулись снижать цены. Но их всё равно никто не хотел брать. У спекулянтов оказались контракты, у садоводов — нераспроданные луковицы. Голландские торговцы, превыше всего ценившие исполнение договоров, столкнулись с тем, что исполнение этих договоров вело бы к банкротству. А банкроты в Голландии были на уровне изгоев, где-то рядом с евреями. Проблема была ещё в том, что многие чиновники тоже оказались в финансовой паутине контрактов и пытались быстро сообразить, как из неё выпутаться. Как результат, государство умыло руки сказав: вы это, там самостоятельно разбирайтесь. Судитесь или что ещё, мы здесь заняты, товары из Африки сами себя не перевезут. Добро пожаловать в кризис доверия, когда многие общины и семьи начали выяснять отношения и кто там кому должен.
На самом деле, спешу успокоить, ничего очень страшного тогда не случилось, в каналах не топились и куски страны не продавали, как бы не старались подчеркнуть все ужасы пузырей заинтересованные люди. В 1638 году цены вернулись к нормальному уровню. Кто-то разорился, но экономика Голландии устояла и продолжала развиваться ещё несколько десятков лет. Среди историков бытует мнение, что большая часть ужасов о самоубийствах и массовых разорениях — это намеренное преувеличение проблемы. Что всё эти описания кошмаров пошли из книги Чарльза Маккея 1841 года. А он брал информацию из другого источника, который был основан на... не за что ни поверите, на сатирических памфлетах религиозных общин, высмеивающих спекуляцию и стяжательство. Многие экономисты считают, что вообще никакого пузыря тогда не было и всё это вполне объяснимые с экономической точки зрения явления. Другие с ними спорят, что пузырь всё-таки был, пусть и небольшой. Что именно там произошло, почему так получилось и с чего всё вдруг надулось, до сих пор не очень понятно. Экономисты до сих пор сражаются за правду. Но по общему мнению именно тогда, голландские торговцы осознали, что «честное слово» и выверенный контракт значат в бизнесе чуть больше, чем просто «честное слово». Ну и да, знаменитая «Когда вы услышите, что об акциях начинает говорить чистильщик ботинок, знайте — пришло время продавать» тоже идёт в эту кассу.
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.
А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку . Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.