6,6K подписчиков

Муздиак. Овен

Главное не подарок, а внимание. Едва ли богу необходим мёртвый баран ... но всё равно приятно.

Публикация из цикла
Музыкальный Зодиак. Ссылки на другие статьи серии, как всегда, в конце.

Эгоизм и альтруизм, как две противоположные стратегии эволюционного поведения, формировались миллиарды лет. В человеческом обществе альтруизм принял особую форму в виде "жертвенности". На самом деле, случаи самопожертвования бывают и в животном мире, но только люди наделяют эти действия сакральными смыслами.

Само собой, древние не могли знать о генетических причинах альтруизма, поэтому приплетали для его обоснования некие "божественные" силы.

Яркой музыкальной иллюстрацией языческого ритуала стал балет "Весна священная" Игоря Стравинского, в финале которого, Избранная приносит себя в жертву, становясь заступницей племени перед богом.

Ещё одной известной попытке "священного убийства" композитор посвятил балладу для баритона и камерного оркестра "Авраам и Исаак". Первоисточник этой душещипательной истории находится в 22-ой главе книги Бытия.

Капризный Иегова приказывает Аврааму принести в жертву своего первенца, но в последний момент останавливает руку послушного отца.

Исаак остался жив, а вместо него зарезали барана.

Микеланджело Меризи да Караваджо. Принесение в жертву Исаака
Микеланджело Меризи да Караваджо. Принесение в жертву Исаака

За одиннадцать лет до Стравинского свою интерпретацию библейской сказки предложил Бенджамин Бриттен в кантикле для альта, тенора и фортепиано "Авраам и Исаак". Драматическая кульминация - дуэт отца и сына - написана в "смертельном" до-диез миноре.

Исаак:
Молю тебя, отче, поверни мне лицо,
Ибо беспокойство меня обуревает.
Авраам:
Боже, с каким отвращением я его убиваю!
Исаак:
Ах, смилуйся, отче, что ты так медлишь?
Авраам:
Иисусе! Прояви милосердие,
Что я такое помыслил.
Исаак:
Теперь, отче, я вижу, что должен умереть:
Всемогущий Боже великий!
Душу свою приношу я Тебе!
Авраам:
Как я сожалею свершить это!

Через несколько лет Бриттен даёт ошеломительное развитие ветхозаветного сюжета в грандиозном "Военном реквиеме". В третьей части произведения канонический текст внезапно прерывается "Притчей о Старике и Юноше" Уилфрида Оуэна, поэта, погибшего в конце Первой мировой:

И нож занёс, чтоб сына поразить.
Вдруг! Ангел возгласил к нему с небес:
Не поднимай на юношу руки,
Не делай ничего ему! Гляди,
Застрял баран рогами средь кустов,
Вот Жертва! Только старец всё равно

Сынка убил, и этим по цепочке
Он семя пол-Европы истребил.
(перевод Марьи Ивановой).

Здесь в образе Исаака показаны солдаты противоборствующих сторон, приносимые в жертву в угоду человеческой алчности, гордыни и жестокости, воплощённых в Аврааме.

Ведь всё на Земле происходит с божественного разрешения, в том числе и реки жертвенной крови, ежедневно текущие по мировому алтарю.

А ещё говорят, что Бог есть Любовь. И пора привести пару музыкальных примеров "невинных овечек", пожертвовавших собой ради этого чувства.

Узнав о готовящемся покушении на возлюбленного, юная Джильда - героиня оперы "Риголетто" Джузеппе Верди - принимает решение погибнуть вместо него.

Её не смущает, что Герцог забавляется с другой, и её имя было лишь пунктиком в донжуанском списке богатого развратника. Она по-прежнему его боготворит, поэтому идёт в логово Спарафучиле, получает смертельное ранение и умирает на руках отца, невольно ставшего виновником её гибели.

Для эпического финала оперы "Гибель богов", завершающей тетралогию "Кольцо нибелунга", Рихард Вагнер пишет сногсшибательную арию жертвоприношения Брунгильды.

Желая воссоединиться с погибшим Зигфридом, валькирия садится на коня Гране и устремляется в пламя погребального костра.

Там на Рейне сложите вы мне
у самой воды костёр!
Ярким снопом пламя взлетит,
что прекрасный прах лучезарного героя сожжёт!
Его конь господину вослед умчится со мною,
ибо мужа светлую славу
блаженно разделит тело моё.
Вершите волю жены!

Попутно и кольцо вернула трём сестричкам, и Валгаллу спалила. Воистину огненная концовка!

Ссылка на статью займёт своё место в разделе МУЗыкальный зоДИАК © полного КАТАЛОГА публикаций канала. Другие знаки:

Лев - Чайковский, Вавилов, Бетховен, Сен-Санс, Пуленк

Змееносец- Бах, Брукнер, Моцарт, Зеленка, Казелла, Щедрин

Дева - Бах, Вавилов, Блэкфорд, Хиндемит

Водолей - Эйслер, Россини, Щедрин, Фрид, Подгайц

Рыбы - Малер, Берио

Весы - измеряю и взвешиваю классику

Близнецы - Ирадьер-Бизе, Монюшко-Делиб, Григ-Лало

Рак - Брамс, Дебюсси, Пуччини, Гершвин

Традиционная несмешная байка.

На закате карьеры скрипача и дирижёра Пабло Сарасате посетил известный музыкальный критик, провозгласивший его гением. Чуть позже Сарасате прокомментировал:
- В течение тридцати семи лет я репетировал по четырнадцать часов в день, и теперь они называют меня гением!