Найти тему
Сергей Прохожий

Пройдёмся по образованию. Особенности переживания страхов в младшем школьном возрасте (Часть 5)

РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА: ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В психолого-педагогической литературе описываются различные способы исследования, профилактики и коррекции детских страхов, которые преимущественно используются в работе школьного психолога. Так как только с его помощью работа классного руководителя будет эффективнее и правильнее.

Всех их условно можно разделить на три группы:

  1. Игры со страхом
  2. Изображение страха
  3. Вербализация страха

Такую коррекционную работу можно проводить как с подгруппами детей, так и индивидуально. Для исследования страхов у детей популярностью среди практических психологов пользуются такие методики, как:

  1. Методики, с использованием игрового метода: «Игра с темнотой», «Прогулка вслепую», «Отгадай, кого я боюсь»
  2. Методики, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Рисунок несуществующего животного»
  3. Методики, которые основаны на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх»
-2

Первоначально рекомендуется использовать методики, основанные на использовании игрового метода. Их основной задачей является обучение ребенка испытывать положительные эмоции, что положительно влияет на психику.

Например, в «Игре с темнотой» ребенок при помощи жестов должен изобразить то, чего он боится, а другие отгадать страх. Сложность данной игры заключается в том, что такие страхи, как боязнь темноты или одиночества чаще всего дети не понимают, как объяснить жестами. Однако, несмотря на это, коррекционная сила методики не снижается.

В игре «Прогулка вслепую» один ребенок должен закрыть глаза, а другой стать для первого проводником и говорить куда идти первому. Преградами, которые преодолевает ребенок, являются стулья, расставленные в классе.

В игре «Чего я боюсь?» дети по очереди называют первую и последнюю букву заданного слова, то, чего или кого они боятся, задача других отгадать это слово.

Важно отметить, что коррекционная работа проводится не с самим страхом, а с личностным отношением ребенка к породившим его причинам, а использование предложенных методик помогает детям установить доверительные отношения со сверстниками, преодолеть чувство одиночества и тревожности.

Методики, которые основаны на изотерапии предлагаются к использованию с целью снятия ощущений постоянной угрозы, преодоления тревожности с помощью графического изображения страха. Графическое изображение страхов требует от ребенка волевых усилий и снимает тревожное ожидание их реализации. В процессе рисования происходит «оживление» страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения.

-3

Детям уместно предложить методику «Расправься со страхом», где они рисуют то, чего боятся больше всего, а после рвут или мнут лист с рисунком.

После этого детям необходимо предложить методику «Мне не страшно». Где нужно нарисовать свой страх так, как будто ребёнок его не боится.

Существует предположение о том, что выбор используемого цвета отражает расположение духа и функциональное состояние личности. Для определения и выявления этого используют цветовой тест Макса Люшера.

В первую очередь необходимо перемешать цветные карточки и расположить их цветовой поверхностью наверх. После чего попросите ребёнка выбрать из восьми цветов тот, который ему более всего нравится. При этом нужно объяснить, что он должен выбрать цвет, не стараясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п. Ребёнок должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из семы цветов, которые остались, наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз по правую сторону от первой. Повторить процедуру. Переписать номера карточек в разложенном порядке.

Через 2-3 мин. снова положить карточки цветовой стороной кверху и проделать то же самое. При этом объяснить, что ребёнок не должен запоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять. предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, будто бы впервые. Первый выбор характеризует желательное состояние, второе - действительное. В результате тестирования получаем восемь позиций:

-первая и вторая - явное преимущество (обозначаются ++);

-третья и четвертая - преимущество (обозначаются хх);

-пятая и шестая - безразличие к цвету (обозначаются ==);

-седьмая и восьмая - антипатия к цвету (обозначаются --).

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке преимущества с указанием позиций. Зоны (+ +; х х; = =;- -) образуют 4 функциональные группы. Одним из приемов трактования результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию дальше пятой, значит, характеризуемые ими свойства, достаточно не удовлетворены, имеют место тревожность, отрицательное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, синий и желтый находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта - субъективная направленность "внутрь". Общее положение цветов зеленого и красного указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Соединение цветов красного и желтого подчеркивает с внешней стороны. Соединение цветов синего и желтого усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При соединении цветов синего и красного в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности "извне" (красный цвет). Соединение зеленого и желтого цветов рассматривается как противопоставление субъективного стремления "вовнутрь", автономности, упрямства стремлению "извне", зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизируют следующие психологические нужды:

Синий- потребность в удовлетворении, покое, стойкой положительной благосклонности;

Зеленый - потребность в самоутверждении;

Красный - потребность активно действовать и добиваться успеха;

Желтый - потребность в перспективе, надеждах на лучше, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1 и 5 позициях, считается, что эти нужды в известной мэре удовлетворяются, воспринимаются удовлетворительно как; если они в 6 и 8 позициях, имеет место какой-нибудь конфликт, тревожность, неудовлетворенность через неблагоприятные обстоятельства. Цвет, который отбрасывает, может рассматриваться как источник стресса.

Говоря об устных приёмах преодоления страхов у младших школьников, можно взять во внимание тот факт, что «страшилки» различного содержания - один из видов своеобразного детского фольклора. Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты.

Детям предлагается методика «Сказка про страх». Они придумывают и рассказывают различные истории, связанные со своим страхом.

Также можно проводить методику «Придумай завершение сказки». Детям предлагается завершить сказку по предложенному началу: «Жили-были мальчик и девочка, которые всего боялись. Однажды они попали в дремучий темный лес. И вдруг на их пути…»

В конце работы дети начинают осознавать, что сказочные персонажи — это вымысел и их можно сделать такими, какими ты сам хочешь, тот есть добрыми, смешными, веселыми.

-4
Таким образом, данный перечень коррекционных методик способствует снижению количества страхов у детей младшего школьного возраста, посредством преодоления ощущения постоянной угрозы, исходящей из окружающего мира.

#психология #детская психология #педагогика #детские страхи #испуг #тревожность #страхи #психология семьи #отношения с детьми #помощь детям