К концу ноября 1941 года командование Вермахта полагало, что в ближайшее время Москва будет в их руках и наступит крах Советского государства. Однако 5 декабря 1941 года под Москвой началось контрнаступление советских войск. Немцы наконец по-настоящему ощутили на себе всю мощь и силу Красной Армии. Об этом событии, переломившем ход войны, вспоминает немецкий генерал Гюнтер Блюментрит.
Психологическое состояние немецких войск на подступах к Москве
Блюментрит вспоминает психологическое состояние своих войск. С начала боевых действий на территории России немецкая армия с боями прошла от Буга до окрестностей Москвы. Командиры и солдаты были уверены в своём превосходстве над противником и не сомневались в близкой победе.
Подготовка к обороне
В это время Москва сложа руки не сидела.
На ближних подступах к Москве и в самом городе жители создали 676 км противотанковых рвов, 445 км эскарпов и контрэскарпов, 410 км надолбов, 1400 км лесных завалов. Помимо этого, было установлено 1350 км проволочных заграждений, более 46 тысяч противотанковых ежей, создано около 31 тысячи огневых точек и 10 км баррикад.
Вместо покорных жителей с ключами от города захватчики встретили ожесточенное сопротивление. Поэтому настроение в войсках резко изменилось, когда они вплотную подошли к Москве. Немцы были удивлены и разочарованы тем, что русские, казалось уже разгромленные, представляют собой серьёзную военную силу. Сопротивление этой силы постоянно нарастало и напряжение боёв с каждым днём усиливалось.
Что стало для немцев сюрпризом
Подступы к столице прикрывали хорошо замаскированные опорные пункты, различные виды заграждений и минные поля. Русскому командованию удалось из потрёпанных в тяжёлых боях армий и свежих частей сформировать новые сильные соединения. Московские рабочие взяли в руки оружие. Сталин со своим штабом остался в столице, которую он твёрдо решил не сдавать.
Вот как пишет об этом сам генерал:
Мы не верили, что обстановка могла так сильно измениться после наших решающих побед, когда столица, казалось, почти была в наших руках. Русские нас удивили. В войсках теперь с возмущением вспоминали напыщенные октябрьские заявления нашего министерства пропаганды.
Немцы невольно начали сравнивать себя с наполеоновской армией. Настольной книгой фельдмаршала фон Клюге стали мемуары наполеоновского генерала Коленкура.
Русское контрнаступление
При отступлении немцы оставили много тяжёлого вооружения. По мнению генерала, редкие в этих местах дороги, покрытые толстым слоем снега, часто оказывались непроходимыми для танков и орудий. Поэтому немцы понесли тяжёлые потери.
Спасибо, что дочитали до конца. Оставляйте комментарии.
За лайки отдельное вам спасибо!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ