Не так давно в своих закладках наткнулась на интересную работу – «Сборщицы колосьев», написанную французским художником Франсуа Милле (1814-1875 гг.), одним из основателей барбизонской школы, в 1857 г. Картина находится в Лувре. Сюжет меня заинтересовал. Так много сюжетов посвящено жнецам. Но почему же художники обходили стороной другой, близкий, сюжет?
На переднем плане три женщины, согнувшись, собирают пропущенные жнецами колоски, складывают в передники небогатую свою добычу. Художник не показывает лиц двух женщин, лишь лицо третьей дано в пол-оборота. Все внимание сосредоточено на больших, трудовых руках женщин. Поношенная одежда преимущественно двух цветов – коричневого и голубого. Эти цвета напомнили цвета одежды Богородицы. Нет ли здесь отсылки именно к этому образу? К католическим иконам?
На заднем фоне – непомерно огромные стога пшеницы, крошечные в сравнении с ними фигурки мужчин и лошадей. Так Франсуа Милле показывает контраст нищеты и богатства.
Другой французский художник, Леон Августин Лермитт (1844-1925 гг.), яркий представитель французской реалистической школы, также обращался к этому сюжету. Я обнаружила у него 2 работы. Первая написана 1887 г. Это «Сбор колосков». А вторая – «Сборщицы колосьев» – в 1920 г.
В «Сборе колосков» Лермитт иначе подходит к реализации сюжета. Он пишет образы 4-х женщины. На переднем плане две из них, согнувшись, собирают колосья, а две другие, стоят, будто упираясь в небо, переговариваются между собой. Лермитт, как и Милле, изображает огромный стог пшеницы. И земля, лишенная пшеницы, непомерно велика по сравнению с небом.
Спустя 37 лет художник решает задачу иначе. На полотне уже 3 фигуры. Одна из женщин несет сноп к стогу, а другая женщина и девочка подбирают колоски, пропущенные жнецами. Присутствуя в одном пространстве, буквально касаясь друг друга, героини находятся в разных мирах.
Камиль Писсарро (1830-1903 гг.) на передний план выводит богатство – снопы пшеницы, на заднем плане несколько женщин собирают пропущенные колоски. И интерпретация сюжета у этого художника уже иная. Если женщины на переднем плане объединены общей работой, то те, что вдалеке, они разобщены, одиноки. При этом земля изображена удивительно динамично. Если снопы будто скатываются в сторону зрителя, то женщины, наклоняющиеся за колосками, кажется, устремляются в противоположную сторону.
Не смогла пройти мимо еще одной работы. Картина была написана в 1950-е гг., но не позднее 1954. Е.В. Перова интерпретирует сюжет уже на другой, советский, лад. Бескрайняя советская земля, хорошо одетые пионеры – все это о быстро восстановившейся после недавних событий стране.
А какая из картин заинтересовала вас больше других?