За три года «народной власти» из Хакасии уехало немало небезразличных, порядочных и талантливых людей. Именно они были стержнем республики, той основой, что держала регион на плаву.
Уехала из Хакасии известный общественный деятель, защитник прав детей с ДЦП и их родителей, Елена Духмина. Покинула Хакасию и обосновалась на юге России основатель центра «Новое рождение» и общественный деятель Екатерина Глок. А именно благодаря Кате в республике изменился сам взгляд и отношением к деторождению, по её современной прогрессивной методике родились сотни полноценных здоровых малышей. Хакасию оставило много замечательных людей, прекрасных специалистов и просто небезразличных земляков, а объединяет их, как правило один мотив: избавиться от атмосферы безнадеги, ненужности своего потенциала и тупика в Хакасии. Каждый, кто пожил в других регионах России, возвращается на время в Хакасию и видит, насколько отстала республика не столько и в экономике, сколько в развитии мозгов.
Анна Спасская – прекрасный журналист. Она не только замечательный репортёр, Спасская активно участвовала в общественной деятельности и муниципальном управлении Абакана. Но в 2020 году она решила кардинально поменять свою жизнь и переехала в Ростовскую область. Интернет — журнал Хакасии «Новый Фокус» расспросил коллегу и причинах такого решения и как она смогла реализовать себя на новом месте.
Почему Вы уехали из Хакасии? Неужели все оказалось настолько плохо?
— Меня доканали злые морозы и невозможность заниматься тем, что мне нравится без оглядки на какие-то политические откаты. У меня были довольно мирные занятия, но в и в них начали вмешиваться люди, имитирующие бурную деятельность. Это меня разочаровало.
Как пришла мысль: все, надо уезжать. А главное, что явилось последней каплей и как далось решение сменить регион проживания? Ведь сорваться с обжитого места не так легко и просто.
— Не легко, и не просто, у нас был дом, земля с садом и огородом, все это мы обихаживали своими силами и руками, а проекты, в которых принимали участие эксперты со всей Хакасии, и вовсе были уникальными.
Но когда мне приходилось тратить солидную часть своего времени ради беготни по прокуратурам, чтобы опровергать высосанные из пальца кляузы с целью досадить, и даже не мне лично, это стало мешать работе и моим целям.
И когда появилась возможность поработать в проекте, где нужно действительно работать и зарабатывать, приносить пользу и, что для меня немаловажно, отдавать свой опыт и навыки, а не умничать с 9 до 6, переходя из кабинета планерок в зал для совещаний, я без раздумий уволилась из администрации города, собрала детей и мы уехали.
Почему именно Ростовская область?
— Мужа пригласили работать в стартапе по созданию экосистемы, для него это был хороший профессиональный опыт. Мне же было интересно посмотреть, как живут и работают люди с совершенно противоположным сибирским менталитетом. Летом его проект закрыли, и мы переехали на черноморское побережье.
Как прошла адаптация на новом месте жительства? Чем юг России отличается от Сибири?
Адаптация прошла успешно. Мне нет разницы, север или юг, столица или провинция. Везде живут люди, с которыми можно сотрудничать и договариваться. И детей я учу не быть день за «белых», день за «красных», а жить своим умом, не теряя достоинства и жизненных принципов. На юге многое дается сложнее, чем в Сибири, здесь не нужно спешить, чтобы успеть, условно, до зимы, поэтому прокрастинация – конек южан. Но они и не такие суровые, как сибиряки.
В Краснодарском крае есть «понаехи» и «кубаноиды» — они сами себя так поделили и теперь нашли себе забаву – друг с другом воевать. Хотя, справедливости ради, отмечу, что одни без других не выживут, города-курорты зиму живут за счет лета. Я очень люблю наблюдать за сменой настроения местных, когда, общаясь, я сперва говорю, что приезжая, а потом, когда на меня уже готовы «наехать» и задавить своим авторитетом, добавляю, что из Сибири. Сибиряки – это отдельная категория, с которыми лучше не конфликтовать, даже славные дети Северного Кавказа перестают нервничать. Мало ли что на уме у людей, которые зимой без шапок ходят и в январском море купаются.
А еще здесь отвратительная медицина и образование, вернее, их нет, если сравнивать с уровнем Хакасии. Так что просто цените, что имеете. Кстати. Из первых уст: когда в очередной раз начнете вздыхать, разглядывая ленту в инстаграм про лакшери-жизнь на море, не обольщайтесь. Здесь все по уши закредитованы и это простая показуха. В Ростове-на-Дону мы жили в достаточно дорогом жилом комплексе, где подъезды в позолоте и зеркала по всем фронтам, но картонные стены, насквозь продуваемые окна и абсолютная слышимость. Было дело, меня утром будил сосед, писающий этажом выше. Воду можно пить только покупную (в Москве я спокойно пила из-под крана, например), а великий батюшка Дон загажен и обмелен так, что осенними ветрами его выдувает до сухого дна. Здесь запросто могут в центре города высадить лаванду на несколько миллионов рублей, а исторические здания сносятся, а не реставрируются – на их месте встают картонные Илитные ЖК, для любителей позолоты и зеркал. Например, на встречу с риэлтором ты можешь приехать с чехлом от айфона (если у тебя айфона вдруг не случилось) и будешь уважаемым клиентом. Есть хорошая поговорка: «Если бы понты светились, здесь были бы белые ночи».
Чем Вы занимаетесь и насколько быстро смогли обрести свое место?
Я сейчас занята тем, что я мама троих дочек и иногда райтер – человек, который помогает экспертам перекладывать опыт и знания в тексты. Ну то есть сижу на берегу моря с ноутбуком и стаканом кофе, и пишу. Я не зарабатываю на этом миллионов, но имею покой. Занятие и востребованность я нашла быстро, несмотря на то, что живу в городе, в 3 раза меньшем, чем Абакан. Боже, храни онлайн. Здесь есть определенная свобода как мысли, так и действий. Но это мое субъективное мнение. Если вы предпочитаете офисную работу со стабильной зарплатой, а не самозанятость или свой бизнес, делать здесь особо нечего, зарплаты такие же маленькие, и уровень жизни, в целом поскромнее, чем в Сибири – шубой тут не похвастаешься, автомобили часто без крыши, ни огородов, ни 6 соток под картошку.
Существуют разные оценки будущего Хакасии. По Вашему мнению, сможет ли республика вырваться из атмосферы безнадеги и отсутствия перспектив?
Республика вырваться сможет, если перестанет выдавать деградацию за эволюцию. Перспективы у Хакасии шикарные – один туристический сегмент чего стоит.
Но для этого нужно работать, а не протирать штаны на бесконечных совещаниях и обсуждениях нерентабельных проектов.
Можно было бы зацепить коррупцию, но нет, хакасам очень далеко в этом вопросе до южан. Есть такое понятие – «тям», если он есть, ты и Хакасию с колен поднимешь, и русло Енисей развернешь. Но сейчас в республике «тяму» нет, а те, кто его имеет, вскоре убеждаются в своей профнепригодности для этой местности и пытают счастья там, где они нужнее. И дело не в зарплате.
Советуете уезжать из Хакасии?
Это личное дело каждого. Но если хотите прокачать себя в профессиональных качествах, то лучше делать это в более предрасположенных к этому регионах.
Если смотреть в будущее с оптимизмом, что необходимо Хакасии чтобы встать на путь прогресса и начать, наконец, развиваться?
В будущее в принципе нужно смотреть с оптимизмом, не зависимо от того, где ты живешь. В Хакасии есть все, чтобы процветать и развиваться. Нужно перестать накалять на ровном месте политическую обстановку и заняться развитием, а не развалом. В конце концов, все делают одно общее дело, и выкладываться ради очередной картонки с надписью «грамота» или стараться урвать халявных кирпичей со стройки школы – это заведомо провальная стратегия. Когда эта мысль осенит, жить станет лучше и веселее.
Чтобы ты хотела сказать или пожелать жителям Хакасии?
Живите по совести и своим умом, а не мозгами тех, кто формирует очередную политическую информационную повестку. На вас смотрят ваши дети, так кем вы их хотите вырастить? А страна большая, места в ней всем хватит.