Банки стараются извлечь из клиента максимум выгоды. Поэтому заемщики могут столкнуться с «довесками», которые невыгодны для них, но стоят денег – причем даже не всегда пригождаются. Это делает кредитование дороже. Разберемся, что это может быть и как избежать навязывания.
«Лишние» страховки
Есть обязательные страховки, без которых банк действительно не выдаст кредит. Это, например, страхование квартиры при оформлении ипотеки. Но они в основном касаются залогового кредитования. Еще есть страховки, отсутствие которых может снизить процентную ставку. Пример – полис КАСКО при автокредитовании. Такие моменты всегда прописаны в договоре. Если в документах ничего не сказано про снижение процентов за счет страхования, значит страховка бессмысленна с точки зрения кредитной выгоды.
Есть еще один момент: некоторые варианты страховки просто удобны на случай форс-мажоров. Но чтобы выбрать именно такой вариант, внимательно читайте условия страхования. Тщательно проверяйте информацию перед подписанием любых документов.
Договоры с НПФ
НПФ – это негосударственные пенсионные фонды. Банк может предложить заключить договор с таким фондом, чтобы накопительная часть пенсии отправлялась туда. Но это не всегда выгодно, а чаще даже приводит к потере денег. Не будем обсуждать, насколько НПФ заслуживают доверия, просто скажем: если банк обязывает вас перейти в другой фонд и отказывается без этого выдавать кредит – обращайтесь с жалобой в Банк России. Такие требования незаконны. Кстати, логин и пароль от своих аккаунтов на государственных сервисах тоже выдавать не следует – это важные персональные данные. Их утечка может дорого обойтись.
Услуги сторонних специалистов
Банки могут предлагать услуги своих партнеров. Это может быть абонемент к врачу или юристу, договор с автосервисом или что-то еще. Вы, конечно, вправе согласиться, если вам это нужно. Но банки не имеют права делать подписку условием по умолчанию, включать в договор без предварительного согласия клиента или тем более обязывать человека ее оформить. Это регулируется законодательством о правах потребителей.
Внимательно просмотрите документы. Откажитесь от абонементов, подписок и договоров, которые вам не нужны.
Дополнительные сервисы
Это могут быть ненужные вам возможности и услуги от банка – платные, но конкретно для вас бесполезные. Решение то же: просматривать документы, задавать вопросы и не подписывать, пока не проясните все.
На сайте ЭОС мы больше и подробнее говорим о финансовой грамотности – перейдите, чтобы ознакомиться.