То что происходит начиная с этого года в Заводском трамвайном депо, кроме как ужас, полный провал назвать невозможно. Буквально на днях я прочитал в группе Трамвай и Троллейбусы Саратова вконтакте, что на одном из основных трамвайном маршруте №9 работает 4 вагона! Сложно было такое представить ещё лет 5 назад, на 9 трамвае должно работать минимум 14-16 вагонов днём по нормативу СГЭТ, и я уж молчу что они должны быть СМЕ ( двойные вагоны). На маршруте №10 работает 3 вагона! Должно быть 7-8! На маршрутах 2,5,7 уже давно работает по 1 вагону, но часто бывает уже маршруты 2,5,7 не работают целыми днями, и причина тут не всегда в снегопадах , а причина в том что не хватает вагонов, водителей. В Заводском депо катастрофически не хватает исправных вагонов, но и деталей нет что бы ремонтировать старые, сейчас в авральном режиме пытаются что-то делать, разбирать другие вагоны, и с них какие либо исправные детали ставить на живые сегодня вагоны, которым нужен легкий к примеру ремонт, постоянно днём в Заводском Депо сидят по 5-7 водителей, и ждут пока хоть какой-та вагон сделают и водитель поедет работать!
И как бы мы не радовались приезду 30-вагонов марки Татры в Заводское депо, они ничего не изменили, потому что как оказалось некоторые из них были не в идеальном состояние, но многие из них были и исправны, но на таких рельсах как в Заводском районе эти трамваи быстро пришли в негодное состояние, это всё было бы по легче если бы они были бы марки КТМ-5, но они марки Татра, но в Заводском Депо так и не научились ремонтировать вагоны данной марки, и это не удивительно, в Саратове издревле работают с КТМ-5 , а что бы так перестроиться нужно время, явно не один месяц. Если в центре рельсы более менее ремонтировались в Саратове , и даже на линии 11 трамвая пути периодически ремонтировались, то в Заводском районе ремонта путей не было очень давно, там ремонт был только в 90-х годах, а именно ремонт путей здесь является ключевым моментом. Но сегодня пришла первая радостная информация, на заседание Саратовской городской думы 18 февраля собираются выделить деньги на ремонт путей на трамвайных маршрутах 9,10.Исполнителем работ станет Саратовгражданпроект. И чем быстрее это случится, тем это будет лучше. Это будет первым правильным действием в восстановление престижа Саратовского трамвая, следующим шагом должен стать это возвращение и выделение денег на Капитальный ремонт Саратовских трамваев, который уже около 3х-5 лет не проводится, а ведь именно капитальный ремонт помог нашим старикам КТМ-5 дожить до сегодняшнего дня, а вот уже следующим шагом должно стать закупка нового подвижного состава, и вроде как планируется закупка 50 вагонов в этом году, но будет ли хоть что-то из них передано в Заводское депо пока неизвестно, однозначно будет хорошо 3 трамваю как другим пока не ясно, но тут главное что-бы это закупка состоялась, а уж как распределить это дело второе. Вопрос дефицита водителей трамваев,троллейбусов в Саратове почти решился, с увеличением зарплат , но теперь проблема что на этих водителей не хватает вагонов, здесь поможет как минимум такое-же увеличение зарплат ремонтникам.
Если взять начало 10-х годов, 2010, и вспомнить тогда в целом 9 маршрут был блестящий маршрут, работало 15-18 вагонов, все двойные, бывали одиночные только по выходным, либо изредко в будни. Данный маршрут перевозил много пассажиров, интервалы были очень маленькие, и всё было не плохо. Ухудшаться всё начала примерно в 16-18 года, когда техника начала стабильно сильно стареть, рельсы становились всё более ужасными, именно с этого момента мы стали лицезреть всё больше одиночных вагонов на 9 маршруте, в группах вконтакте стало всё больше жалоб на работу 9-ки, люди утром просто не могли влезть в вагоны. Сейчас это всё привело к тому что люди начинают переходить на маршрутки 57,58,3 и др и увы это логичный процесс... Потому что ждать зимой 9,10 30-40 минут это мягко говоря сложно. Линия 5 трамвая вообще удивляет, а удивление в том состоит что как по ней ещё ходит трамвай? В прошлую зиму линия 5 трамвая около месяца была завалена снегом, и без того убитые рельсы, стали совсем убитыми после такого нахождения под снегом, они ещё хуже чем на 9-ке, но темнемение 5-ка работает, маршрут этот крайне важный, он возит людей с посёлка Комсомольский на завод Оргсинтез, и ремонт путей там не менее важен. Заводской район вообще один из самых перспективных районов в плане трамвая, здесь много рельсового полотна, здесь строится много нового жилья, и так-же здесь проживает много народа. При должном подходе почти из каждого крупного микрорайона Заводского района можно сделать трамвайный маршрут в центр города, в Мирный переулок. К примеру можно трамвай №7 запустить в Мирный Переулок , 7 маршрут проходит большую дистанцию по улице Азина как автобус 2Д идущий с ним паралельно, так-же он идёт большую дистанцию по Энтузиастов, а так-же он идёт по Барнаульской , соседней улицей от ТЦ Оранжевый где идут все автобусы и маршрутки. 7 Маршрут при нормальных интервалах стал бы популярнее автобусов у жителей Заводского района, потому что на трамвае доехать до Мирного переулка можно быстрее, например избежать вечных пробок на Чернышевского, а так-же на Чапаева. Трамвайный маршрут №2 так-же можно продлить в Мирный переулок, и это было бы отличной альтернативой 90 автобусу на крекинге, а так-же на большем пути 2 трамвая в центр города нет ничего, и при этом там строятся новые дома и даже заселяются уже. А про маршрут посёлок Комсомольский - Мирный Переулок сказано много, и мной тоже, жители посёлка Комсомольский давно просят такой маршрут, потому что автобусы и маршрутки идущие с Комсомольского все идут через все пробки.
Но если кто-то считает что всё плохо в Заводском трамвайном депо, а в Кировском всё идеально, то это не так. Многие из нас кто пользуются маршрутами трамваев 3,11 замечают изменения не в лучшею сторону. Уже сегодня есть очень тревожная тенденция, в будние дни много одиночных вагонов бегает по 3 маршруту, ещё года 3 назад такое было почти невозможно, как правило одиночные вагоны отправляли сразу на 11 маршрут либо 4,6. Но сегодня одиночные вагоны на 3-ке всё больше воспринимается нами как норма, но пока всё равно при этом 3-ка ходит хорошо, выдерживаются невысокие интервалы, пассажиропоток высокий. Но ещё что пугает что на 3-ке уже много одиночных вагонов, ходит без кондукторов как на 11 трамвае ( ходя когда-то и на 11 были кондуктора, фантастика) а пассажиропоток на 3-ке сохраняется высокий, поэтому пока водитель обилетит всех на выходе, пройдёт очень много времени, что тормозит работу маршрута, и элементарно это неудобно для пассажиров, трудно пробиваться с конца вперёд, и стоит ли ещё раз говорить что водитель не должен собирать плату за проезд, он должен быть сконцентрирован на вождение. Проблема с кондукторами в Кировском депо наблюдается с конца 2016 года, если тройка долго этих проблем избегала, то на 11 трамвае примерно с конца 2017 года кондуктора исчезли совсем, сейчас это проблема лишь усугубляется, здесь может помочь только увеличение зарплат. Но простоев на 3-ке тоже очень много увы, это можно увидеть по Трамвайным группа вконтакте, и некоторые из них по причине неисправности вагона, потому что капитальный ремонт вагонов делать перестали в Кировском депо около 5 лет назад. Сегодня можно увидеть множество вагонов на 3-ке где вырвано много сидений, обшарпанные вагоны, где-то вырваны печки, и при последних тенденциях в Саратове это неудивительно. Но почему в таком положение оказалось Кировское депо прекрасно известно, до 2013г всё было намного лучше, тогда были двойники с кондукторами на 11 маршруте, на 3-ке так-же по умолчанию. Но в 2013г случилось абсолютно нечем не мотивированное анти трамвайное решение а именно закрытие линии 11 трамвая по Кутякова, и на Улице Радищева! Именно с того момента начались все беды 11 трамвая, это исчезновение двойных вагонов, кондукторов , но и в целом это всё отразилось на всём Кировском депо потому что линия по Кутякова была очень доходная, а так-же это закрытие 12 трамвая и линии по Большой Горной, в сентябре 2021г было 10 лет как нет общественного транспорта на улице Большая Горная!
На 11 трамвае сегодня работает около 10-12 Вагонов а будние дни, в выходные 6-7, естественно все вагоны одиночные, кондукторов на 11 трамвае около 5 лет нет. Такое количество вагонов ественно очень мало для растущего Посёлка Солнечный, утром люди едут как кильки в Банке, уже на остановках Бардина, микрорайон 1а как правило не влезть, а самая длительная остановка утром это Осипова, потому что там как правило выходит 50 ил более человек в утренний пик, работники завода, и пока это толпу водитель обслужит пройдёт очень много времени, а потом пробка от Осипова до Навашина, где трамвай простаивает, потому что ему так и не сделали выделенную полосу. Вечером 11 трамваев работает 3-4, потому что почти нет графиков во 2 смену, а есть одни 12 часовые, поэтому ожидание трамваев в вечерний пик такое большое, и что людей бесит ещё больше они вереницей идут в депо, так как рабочий день водителей уже кончился. Простоев на 11 трамвае увы всё больше и больше, здесь как правило неисправности вагона случаются, И ДТП на Танкистов/Навашина, Сенной рынок, Советская, Мирный переулок, а всё могла бы решить выделенная полоса.
Вывод: Сползание Саратовского трамвая началось не сегодня, и не вчера, а намного раньше. Вагоны КТМ-5 которые работают сейчас, отработали уже выше всех норм, они должны были списываться в период 2000-2009г, в зависимости от того кому из них сколько лет, норматив КТМ-5 16 лет, как раз в период 2000-2009г эти вагоны и пришли к данному нормативу, именно тогда стоило их заменить, но в 2008 купили 23 вагона 71-619 это было хорошо, и хотели ещё, но увы дальше дело не пошло, 23 вагона даже на весь выпуск 3-ки не хватит, сегодня из тех вагонов работает 19, в этому году им будет 14 лет, остается 2 года до окончания нормы их использования, но они в целом в относительно хорошем состояние, главное его поддерживать. Но скоро уже все вагоны КТМ-5 перестанут работать, просто из-за возраста, и что тогда делать? Ответа тут нет, тогда наверное продолжит работу одна тройка с помощью 71-619, в Заводском депо сейчас похожее и случилось. А так-же другая проблема состояние путей, контактной сети, отсутствие запчастей. Радует что похоже скоро состоится ремонт путей на маршрутах 9,10 и это уже будет шаг вперёд огромный, так-же стоит делать уже пути 11 трамваю на Геологическом колледже, на Молочке, в районе Магазина Караван. Но главное конечно что бы состоялась покупка 50 вагонов марки Львята, по той-же программе что и состоялась покупка троллейбусов Адмирал! Но перед приходом львят нужно сделать пути иначе никак, наоборот это работать не будет. За троллейбусы сегодня взялись, и как всё становится классно в этой отрасли , увеличивается пассажиропоток, и выручка соответственно , и люди хотят работать на новых машинах. Очень хочется верить что тажа судьба ждёт Саратовский трамвай, по другому никак, мы исторически трамвайный город, без него Саратов пропадёт, встанет в вечной пробке, будем верить в лучшее! Будущее за Трамваем!