Идея этого авантюрного путешествия возникла, когда в каком-то рекламном буклете я прочитал фразу
«Байкал — самый большой в мире каток!»
Меня это предложение зацепило, и я ещё долго думал о том, как было бы здорово покататься по льду самого глубокого озера планеты. А потом в социальных сетях наткнулся на пост знакомой с информацией, что она с мужем сделала специальные коньки и собирается в зимний поход по Байкалу. Особо не раздумывая, я написал ей личное сообщение и спросил, могу ли присоединиться. Знакомая как раз набирала группу единомышленников, и я в тот же день купил билеты в Иркутск. Тогда я слабо представлял, что меня ждёт и к чему готовиться.
Если вбить в поисковике словосочетание «зимний Байкал», то в картинках вылезут впечатляющие пейзажи с кристально чистым льдом в трещинах и с пузырьками. Я ожидал увидеть нечто подобное, но действительность меня сперва неприятно удивила — озеро выглядело как белое заснеженное поле.
Как я выяснил за время путешествия, состояние льда зависит от погоды, и озеро чаще покрыто снегом, чем наоборот. Но бывают зимы, когда лёд действительно выглядит, как на красивых картинках из интернета. Такое было, к примеру, в 2019 году. В остальные же годы фотографы разъезжают по Байкалу на «буханках», выискивая чистые участки и подбирая удачные ракурсы. А некоторые и вовсе возят с собой щётки, чтобы расчищать лёд для кадра — сам был этому свидетелем.
Но даже снежная погода не помешала нашему походу. Автомобили счищали некоторые участки, а в паре мест снег уносило с поверхности озера ветром, поэтому перемещаться на коньках было вполне возможно.
Наш маршрут стартовал от села Сахюрта. Чтобы привыкнуть к технике хода, потребовалось некоторое время: движения на таких коньках скорее напоминают лыжные, приходится отталкиваться палками, без которых ехать мешает ветер.
Почти сразу после выхода на озеро послышался треск льда. Звук громкий и глухой. Когда он раздавался в непосредственной близости, становилось не по себе.
По пути мы встречали полосы торос — нагромождений обломков льда. Рядом с торосами попадались и широкие трещины во льду, где стояла открытая вода. В одну из таких едва не провалился один из ребят из группы, чем многих здорово перепугал. Каждый год под лёд Байкала уходит с десяток автомобилей. Вместе с провалившимися машинами ежегодно гибнут и люди.
Очень впечатляли открытые участки и ледяные гроты, которых можно найти десятки, если перемещаться не на машине, а пешком или на коньках, как мы.
Ночи на Байкале морозные, тёмные, но звёздные. Мы иногда ложились на лёд, вдыхали холодный воздух, смотрели на небо и слушали. Глухой треск — дыхание озера — и бесконечная Вселенная над головой. Впечатления на долгие годы!
В походе мы посетили деревни Курма и Сарма, острова Большой Тойнак, Ольтрек, Огой и Ольхон, а завершили путешествие в посёлке Хужир.
Это был необычный, но интересный опыт. Хотели бы повторить такое приключение? Бывали зимой на Байкале?
________________
Читайте также про красивый гостиничный комплекс на Камчатке.
Все фотографии в статье сделаны мной. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.