Найти в Дзене
Листки календаря

18 февраля. День смерти святого художника.

18 февраля 1455 года умер фра Беато Анджелико (ок.1400-1455), художник, причисленный католической церковью к лику святых и провозглашённый покровителем живописцев. Несколько фактов о нём и его творчестве. Джорджо Вазари начал его жизнеописание словами: «Брат Джованни Анджелико из Фьезоле, которого в миру звали Гвидо, был столь же отличным живописцем и миниатюристом, как и отменным иноком, а потому заслуживает и в том, и в другом отношении наидостойнейшего упоминания». Фра Беато Анджелико, что означает «брат блаженный ангельский», художника, чьё настоящее имя было Гвидо ди Пьетро, начали называть ещё при жизни. Фра Анджелико начинал как миниатюрист, расписывая манускрипты. Художника пригласил во Флоренцию Козимо Старый Медичи, чтобы поручить ему роспись монастыря Сан-Марко. Художник не слишком охотно брался за ветхозаветные истории, предпочитая им светлые евангельские образы. А любимой темой его картин и фресок было Благовещенье. Его трактовка этого сюжета вызывала в своё время массу по

18 февраля 1455 года умер фра Беато Анджелико (ок.1400-1455), художник, причисленный католической церковью к лику святых и провозглашённый покровителем живописцев. Несколько фактов о нём и его творчестве.

Посмертный портрет Фра Беато Анджелико кисти Луки Синьорелли.
Посмертный портрет Фра Беато Анджелико кисти Луки Синьорелли.

Джорджо Вазари начал его жизнеописание словами: «Брат Джованни Анджелико из Фьезоле, которого в миру звали Гвидо, был столь же отличным живописцем и миниатюристом, как и отменным иноком, а потому заслуживает и в том, и в другом отношении наидостойнейшего упоминания».

Фра Беато Анджелико, что означает «брат блаженный ангельский», художника, чьё настоящее имя было Гвидо ди Пьетро, начали называть ещё при жизни.

Фра Анджелико начинал как миниатюрист, расписывая манускрипты.

Одна из миниатюр фра Анджелико.
Одна из миниатюр фра Анджелико.

Художника пригласил во Флоренцию Козимо Старый Медичи, чтобы поручить ему роспись монастыря Сан-Марко.

"Преображение". Одна из фресок монастыря Сан-Марко.
"Преображение". Одна из фресок монастыря Сан-Марко.

Художник не слишком охотно брался за ветхозаветные истории, предпочитая им светлые евангельские образы. А любимой темой его картин и фресок было Благовещенье. Его трактовка этого сюжета вызывала в своё время массу подражаний.

"Благовещенье".
"Благовещенье".

Джорджо Вазари писал: «Некоторые утверждали, что брат Джованни никогда не брался за кисти, предварительно не помолившись. Всякий раз как он писал Распятие, ланиты его обливались слезами; недаром в ликах и положении его фигур обнаруживается доброта его искренней и великой души».

"Распятие".
"Распятие".

Краски фра Анджедико растворял только в освящённом масле, добавляя к ним цветы. По преданию, он работал, стоя на коленях, и никогда не вносил исправления в свои картины, полагая, что если они получились именно такими, значит, на то была божья воля.

"Рождество".
"Рождество".

По преданию, когда освободилось место епископа Флоренции, Папа хотел назначить на эту должность фра Анджелико. Но художник, не чувствуя в себе достаточных сил и способностей, попросил понтифика не делать этого, и предложил ему другого кандидата, которого считал более достойным этой чести.

Фра Беато Анджелико умер в Риме, куда был вызван Папой для выполнения очередного заказа. Его эпитафию составил сам понтифик:

Пусть хвалою мне будет не то, что вторым Апеллесом

Был я, а то, что весь труд отдал тебе, о Христос!

Живы у нас творенья иные, иные на небе.

Город, Этрурии цвет, ты Иоанна родил.

Надгробие фра Беато Анджелико.
Надгробие фра Беато Анджелико.

В 1984 году фра Беато Анджелико был канонизирован Иоанном Павлом 2-ым.

Творчество фра Анджелико оказало большое влияние на прерафаэлитов и назарейцев, которые в живописи ценили искренность и веру выше технического совершенства мастеров Высокого Возрождения. Это мнение разделял и Николай Гумилёв, посвятивший фра Анджелико замечательное стихотворение:

В стране, где гиппогриф весёлый льва
Крылатого зовет играть в лазури,
Где выпускает ночь из рукава
Хрустальных нимф и венценосных фурий;

В стране, где тихи гробы мертвецов,
Но где жива их воля, власть и сила,
Средь многих знаменитых мастеров,
Ах, одного лишь сердце полюбило.

Пускай велик небесный Рафаэль,
Любимец бога скал, Буонаротти,
Да Винчи, колдовской вкусивший хмель,
Челлини, давший бронзе тайну плоти.

Но Рафаэль не греет, а слепит,
В Буонаротти страшно совершенство,
И хмель да Винчи душу замутит,
Ту душу, что поверила в блаженство.

На Фьезоле, средь тонких тополей,
Когда горят в траве зеленой маки,
И в глубине готических церквей,
Где мученики спят в прохладной раке.

На всем, что сделал мастер мой, печать
Любви земной и простоты смиренной.
О да, не всё умел он рисовать,
Но то, что рисовал он, – совершенно.

Вот скалы, рощи, рыцарь на коне, –
Куда он едет, в церковь иль к невесте?
Горит заря на городской стене,
Идут стада по улицам предместий;

Мария держит Сына Своего,
Кудрявого, с румянцем благородным,
Такие дети в ночь под Рождество
Наверно снятся женщинам бесплодным;

И так нестрашен связанным святым
Палач, в рубашку синюю одетый,
Им хорошо под нимбом золотым:
И здесь есть свет, и там – иные светы.

А краски, краски – ярки и чисты,
Они родились с ним и с ним погасли.
Преданье есть: он растворял цветы
В епископами освященном масле.

И есть еще преданье: серафим
Слетал к нему, смеющийся и ясный,
И кисти брал и состязался с ним
В его искусстве дивном… но напрасно.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Возможный автопортрет фра Беато Анджелико на одной из фресок.
Возможный автопортрет фра Беато Анджелико на одной из фресок.