Найти тему
MEDIA-MIG

Патент ограниченного действия

Коллаж: ©MEDIA-MIG/Елена Мохова
Коллаж: ©MEDIA-MIG/Елена Мохова

С 1 января 2022 года в ряде российских регионов вступили в силу указы и постановления глав субъектов Федерации о запрете хозяйствующим субъектам на привлечение к работе по отдельным видам экономической деятельности «иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов».

Как говорится в преамбуле всех этих документов, подобная мера предпринимается «в соответствии с пунктом 6 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1327» и направлена в первую очередь на защиту интересов граждан страны. Перераспределение трудовых ресурсов между мигрантами и местным населением позволит смягчить для последнего негативный эффект от пандемии коронавируса и будет способствовать снятию социального напряжения в обществе.

Именно об этом говорил в беседе с корреспондентом MEDIA-MIG губернатор Калининградской области Антон Алиханов: «Мы посчитали, что сейчас наступил наиболее удачный момент для замещения иностранной рабочей силы в тех сферах экономической деятельности, где единичные инциденты с иностранными работниками вызывали наиболее широкий и не всегда здоровый общественный резонанс (в сфере пассажирских перевозок, такси, на производстве хлебобулочных и кондитерских изделий, детского питания и диетических продуктов, сервисов аренды автомобилей с водителем, в образовании и в ряде других отраслей экономики). Кроме того, таким шагом мы стремимся поддержать позитивные тенденции по стимулированию трудоустройства жителей региона, а также обеспечения качества предоставляемых услуг в отдельных сферах деятельности».

В самом западном регионе России до сентября текущего года для мигрантов, прибывших на работу в РФ из стран, с которыми у нас установлен безвизовый режим, будет действовать запрет по 12 видам экономической деятельности. Однако решение руководства российского эксклава далеко не первое в этом ряду, и не самое суровое.

Застрельщиком (точнее, застрельщицей) ограничений для «патентованных» иностранцев еще в конце декабря 2019 года, когда о COVID-19 мало кто знал, выступила губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Югры Наталья Комарова, издавшая Постановление № 109, где предусматривался запрет по восьми категориям. В середине декабря минувшего года соответствующим документом действие ограничения было продлено на территории ХМАО и на 2022 г.

Ранее, 9 августа 2021 года, губернатор Приморского края Олег Кожемяко подписал аналогичное постановление по семи видам, связанным с пассажирскими и грузовыми перевозками. Первого октября эстафету подхватил Камчатский край, где под ограничение попали уже 15 видов экономической деятельности. Спустя 20 дней, такой же по смыслу указ увидел свет в Республике Марий Эл, где запрет распространялся на розничную торговлю, сухопутные пассажирские перевозки и «деятельность рыночных киосков и торговых палаток по приготовлению пищи» (всего шесть категорий). Прошло чуть менее недели, как глава Иркутской области Игорь Кобзев продлил на 2022 год действие своего же предыдущего указа по 17 видам экономической деятельности.

В ноябре в этом ряду отметилась Сахалинская область (18 видов). Под занавес уходящего года запреты вводят Тверская (33), Тюменская (три — все связаны с перевозками) и Воронежская (продлила, как и год назад, ограничения лишь в деятельности агентств по временному трудоустройству) области.

Обращает на себя внимание то, что в большинстве подобных документов фигурирует запрет для иностранцев, оформивших патент на работу в такси и водителем общественного транспорта. И если попавшим под действие региональных указов и постановлений хозяевам лепешечных, шаурмячных и чайхан придется изрядно потрудиться, чтобы найти среди местного населения замену работникам из ближнего зарубежья, то со сферой перевозок все несколько проще. Согласно Федеральному закону от 26 июля 2017 г. № 204-ФЗ, на территории РФ работать водителями, используя национальные водительские удостоверения, могут только граждане стран, где русский язык закреплен как официальный: республик Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Всем прочим, как гласит статья 25 закона «О безопасности дорожного движения», для «осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами», требуется получить российские права. За нарушение руководителям хозяйствующих субъектов грозят немалые штрафы и рисковать даже сегодня мало кто решается.

Остается только один вопрос: куда денутся мигранты, лишившиеся работы? Не пополнят ли «теневой» рынок иностранной рабсилы, который, по данным МВД России, в минувшем году составил около 820 000 человек, и является основным источником как криминальных проявлений, так и напряженности во взаимоотношениях с местным населением.

Больше о трудовой миграции в России и мире читайте на нашем сайте MEDIA-MIG.ru