Найти тему
Две Войны

«Когда генерал увидел немцев, он принял единственное решение»- рассказ выжившего свидетеля про последний бой генерала Ефремова

Оглавление

В октябре 1941 г. генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова назначили командующим 33-й армией. Это назначение стало для него последним и судьбоносным. 33-я армия занимала оборонительные позиции по реке Нара, отбиваясь от противника в условиях недостатка сил и средств.

1 декабря 1941 г., после мощной артподготовки и массированного авиаудара, две немецкие дивизии прорвали оборону 222-й стрелковой дивизии 33-й армии и продвинулись по направлению к Москве.

Ликвидировал последний прорыв немцев к Москве

Командующий Западным фронтом генерал армии Жуков приказал Ефремову контратаковать и уничтожить прорвавшуюся группу вермахта. К операции подключились около 120 танков, стрелковая бригада, полк НКВД и 2 лыжных батальона.

Операция, разработанная штабом Ефремова, имела успех: танкисты, неся на броне десант пехоты, настигли противника и в течение 2-3 декабря разгромили его. Остатки прорвавшейся группы поспешно отступили.

Михаил Ефремов. Фото в свободном доступе
Михаил Ефремов. Фото в свободном доступе

Бойцы из армии Ефремова и приданных ей подразделений сорвали последнюю попытку немецких войск прорваться к Москве. В ходе стартовавшего 5 декабря 1941 года контрнаступления под Москвой 33-я армия Ефремова выбила немцев из Наро-Фоминска, Боровска, Вереи. Но остро нуждалась после этого в серьёзном пополнении личным составом, техникой, боеприпасами.

Однако 17 января 1942 г. Ефремов получил приказ наступать на Вязьму. Это наступление сначала тоже развивалось успешно. А потом противник нанёс сильные контрудары во фланг ударной группы генерала Ефремова, и его армия оказалась в окружении.

«С солдатами сюда пришёл, с солдатами и уйду»

Ефремов организовал круговую оборону, мобилизовал мужчин из местного населения, наладил воздушный мост на «большую землю». До поры до времени немцы не могли сломить сопротивления окруженцев, но и деблокирования их тоже не допускали.

Положение личного состава из-за острой нехватки снабжения и ограниченности в боеприпасах становилось всё хуже.

9 апреля Ставка прислала за Ефремовым самолёт – эвакуировать генерала из котла, но он отказался: отправил на самолёте знамёна, чтобы не достались врагу, а сам решил прорваться из котла с боем.

С женой и сыном. Фото в свободно доступе
С женой и сыном. Фото в свободно доступе

13 апреля 1942 г. штаб фронта дал 33-й армии запоздалое разрешение на выход из окружения. Сам Ефремов возглавил группу из примерно 700 человек. Она прорывалась с боями, и к 18 апреля 1942 г., когда генерал погиб, почти вся «растаяла» в этих боях. Командарм, будучи раненым, застрелился, чтобы не попасть в плен.

На следующий день немцы, используя труд пленных красноармейцев и деревенских жителей, похоронили генерала Ефремова с воинскими почестями – в знак уважения к мужеству советского военачальника.

Гибель Ефремова обросла легендами. Генералу приписывали разные пафосные фразы. Рассказывали, что вместе с ним из окружения якобы прорывалась его жена-медработник – так он сначала застрелил её, а потом себя.

Советский военный историк полковник В. М. Мельников в книге «Трагедия и бессмертие 33-й армии» пишет: из тех, кто на исходе последнего боя командарма был рядом с Ефремовым, выжило всего 3 человека. Это медсестра (или повар?) Елена Дмитриевна Снегирёва – не военнообязанная, а из местных, родом из деревни Гайдуки Спас-Демянского р-на Калужской обл. Ещё одна девушка Валя – телеграфистка, имя которой неизвестно. И Анатолий Николаевич Сизов. В то время – 15-летний Толя Сизов, местный житель, которого взяли с собой проводником.

Из его воспоминаний (записано в 1982 г.):

«Возле большака, в лесу, где видно Тарасовку, был сильный бой. А после боя плотину через Собжу перебежали. (Плотина у мельницы д. Нижняя Тарасовка. Она и сейчас видна, хотя уже много лет нет ни деревни, ни мельницы).Охрану командующего тогда уже всю перебили. Мы вышли к поляне на краю леса. Командующий там сел с комиссаром, напротив – ещё три человека. Был ли командующий ранен, я не видел. Когда показались немцы (они шли цепью), он застрелился сам.
А кто остался – попадали, прямо в снег лицом. В немцев никто не стрелял. Все были как парализованы, прикинулись мёртвыми. Немцы прошли. Просто прошли цепью. Когда они ушли, вижу – остался жив я и одна девушка. Может, кто ещё, не знаю.
Я взял у убитого комиссара кусок хлеба, соль, планшет с картой, а у командующего взял маленький пистолет и рядом подобрал ещё большой. И мы ушли».

🔵Комкор Петровский заставил немцев отступать летом 1941 года- как такое возможно?

На фронте. Фото в свободном доступе
На фронте. Фото в свободном доступе

Девушку звали Валя, она была военная телеграфистка. Фамилию её Анатолий Николаевич не помнит. Елена Снегирёва после войны не раз приезжала на 9 мая в село Слободка Угранского района Смоленской области, рядом с которой погиб Ефремов. Она подтверждает слова Толи Сизова.

Сведения Сизова практически совпадают с показаниями Щуковского, сержанта из охраны командарма, а также с воспоминаниями В.Д. Стопудова – бойца группы командарма, который сдался в плен, прошёл нацистские концлагеря, а по возвращении на Родину – ещё и сталинские.

Главное в генерале Ефремове – его человечность, в сочетании с высокой офицерской честью и мужеством. Он по праву вошёл в пантеон героев Великой Отечественной войны.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube. Пишите своё мнение!

А как вы считаете правильно ли поступил генерал Ефремов, отказавшись эвакуироваться из окружения?