Найти тему
Юрий Васьков

ЧУПИНСКИЕ КОРНИ

Наркиз Константинович Чупин
Наркиз Константинович Чупин

Есть что-то символичное в том, что известный уральский историк, один из основателей Уральского общества любителей естествознания и музея, положившего начало Свердловскому областному краеведческому музею, Наркиз Константинович Чупин, принадлежал к роду, известному на Урале, по крайней мере, с первой половины XVII в.

Будучи родом из семьи мелкого чиновника, он получил первоначальное образование в Екатеринбургском уездном училище. Окончил историко-филологический факультет Казанского университета, стал кандидатом камеральных наук; состоял преподавателем, инспектором, а затем и директором горного уральского училища. Чупин написал и напечатал много статей, касающихся истории, географии, статистики и этнографии Урала. Он был известен как лучший знаток края, и к нему непременно обращались почти все ученые, изучавшие Урал и проезжавшие через Екатеринбург.

Главные его труды: "Указатель сочинений, в которых заключаются географические и статистические сведения о Пермской губернии" ("Пермский Сборник", Москва, 1862), "Пермские Губернские Ведомости" (1864, №№ 26—28 и 1873, №№ 32—86). В "Географическом и статистическом словаре Пермской губернии" (Пермь, 1873-1874), приложении к «Сборнику Пермского земства», собраны почти все сведения, касающиеся края, и труд этот по справедливости считается лучшей работой по изучению Пермской губернии.

Какое отношение имел Чупин к Камышловскому краю? На первый взгляд - никакого. Однако, давайте обратимся работам Юрия Витальевича Коновалова, члена Уральского историко-родословного общества. Вот что он пишет:

«Одним из родоначальников Чупиных на Среднем Урале был крестьянин Никифор Евстафьевич (Микифорко Остафьев) Жуков, пришедший в Ирбитскую слободу в 1639/40 годах. Под прозвищем, положившим начало фамилии потомков, он упоминается в судебном деле 1645 года, заведенном по челобитной крестьянина Белослудской слободы Сысоя Катаева, который жаловался на ирбитского крестьянина Никифора Чупу, укравшего у него женскую рубашку и деньги».

Переписью 1666 года Никифор Евстафьевич Жуков учтен среди крестьян Ирбитской слободы, с ним жили сыновья Иван, Власий, Михаил и Мефодий (Нефед). В этой переписи нет сведений о населенном пункте, в которой жила семья, но можно предполагать, что это была деревня Чупина, упоминаемая в переписи 1680 года. Однако к тому времени Чупины (трое старших сыновей Никифора: Иван с сыновьями Дмитрием, Алексеем и Лазарем, Власий с сыновьями Григорием, Федором и Ларионом, Михаил с сыновьями Петром, Кириллом и Мефодием/Нефедом) жили уже в Камышловской (тогда еще Камышевской) слободе. Дети Дмитрия и Лазаря Ивановичей Чупиных, а также Григорий и Федор Власьевичи, Петр, Кирилл и Мефодий/Нефед Михайловичи Чупины учтены в пределах Камышловской слободы переписью 1719 года, а их потомки – в материалах последующих ревизий. К 1822 году крестьяне жили в самом Камышлове, в дер. Реутинской, Леготиной, Ожгинской, Солодиловой и Бутырках. Таким образом, этот род Чупиных с полным основанием можно отнести к числу коренных камышловских.

Учитывая то, что территории Камышловской, Куяровской и Беляковской слобод после административной реформы Екатерины II оказались в пределах Камышловского уезда Пермской губернии, именно этот уезд следует рассматривать в качестве места проживания предков Н. К. Чупина. Наиболее вероятна принадлежность его к роду Чупиных из Камышловской слободы, которая уже с 20-х гг. XVIII века входила в Арамильский (Екатеринбургский) дистрикт, бывший основным поставщиком новых переселенцев в Екатеринбург. Однако прямых доказательств этого пока не обнаружено, поэтому в дальнейшем мы рассматриваем это лишь как версию (хотя и наиболее вероятную) в ходе поисков родовых корней Н. К. Чупина.

С какого времени предки Н. К. Чупина жили в Екатеринбурге, кто из них и при каких обстоятельствах первым поселился в этом городе, неизвестно. Это мог быть сын крестьянина деревни Реутинской в Камышловской слободе Петра Михайловича Чупина (внука Никифора Евстафьевича Чупы) Андрей, взятый в 1726 или 1727 году в рекруты в Екатеринбург. В Екатеринбурге Андрей Чупин, вероятнее всего, был отдан «в мастерство», а его дети могли, по окончании школы, пополнить ряды служителей горного ведомства. Однако в книге учета домовладельцев и жителей Екатеринбурга 1788 года значится лишь Яков Чупин, крестьянин «Камышловской округи и слободы», живший в городе на правах подворника.

Сведения о семье Н. К. Чупина в Екатеринбурге мы находим в источниках первой четверти XIX века. В частности, в исповедных росписях 1822 года значатся его дед, титулярный советник Илья Андреевич Чупин (57 лет), с которым жили жена Наталья Михайловна (56 лет), сыновья Яков и Константин.

Таким образом, в уральской истории чупинского рода (не считая возможного прихода в 1639/40 годах с Чусовой) можно выделить три основных периода, связанных с проживанием на определенной территории и основным родом занятий: 1) крестьяне Ирбитской слободы; крестьяне Камышловской слободы; приказнослужители (чиновники) Екатеринбурга. Социальный статус в начале третьего периода был переходным (скорее всего, мастеровые). Для выяснения всех подробностей истории рода Чупиных необходимо продолжение архивных разысканий, прежде всего в фондах ГАСО по Екатеринбургу середины – второй половины XVIII века.