Найти тему
Информ- Прогулка

Что пережили парни, которым довелось служить в Афганистане? Об этом рассказывает житель Микашевичей

15 февраля отмечается 33 года со дня вывода советских войск из Афганистана.

Представляем читателям сайта «Информ-прогулка» отрывок из совместной работы учащейся 9 класса Микашевичской гимназии им.В.И.Недведского Надежды Муриной  и учителя русского языка и литературы Елены Михайловны Немченя.

«У каждого времени свои герои»

Степан Яковлевич Ковалевич родился 25.03.1964 года в деревне Богдановка. Окончил Богдановскую среднюю школу. Во время учёбы в школе получил права тракториста. Сразу после окончания школы пошёл работать в местный колхоз «Гигант» трактористом. 27 марта 1982 года был призван в армию. Попал служить в Туркестанский  военный округ. В городе Самарканде прошёл специальную подготовку.

— В «учебке» нас готовили физически и морально преодолевать трудности, — говорит собеседник. — Мы не только изучали военное дело, но и быт, и нравы народов Афганистана. Мы плохо понимали, что нас готовят на войну, или просто не хотели в это верить. И хотя это длилось всего 3 месяца, мы узнали многое. Например,  что господствующей религией в Афганистане является ислам. Начиная какое-нибудь дело, мусульманин должен произнести «Бисмалах» (во имя Аллаха). А достигнув какого-то результата, он восклицает: «Аль-хамдулаллах». Позже, услышав это в Афганистане, мы не пугались и понимали, что означают такие восклицания. Спокойно относились и к тому, что мусульмане молились 5 раз на день. На заре, в полдень, во второй половине дня, при заходе солнца и в начале ночи слышались их: «Ин-ша-аллах» (Если того пожелает Аллах).
— В «учебке» нас готовили физически и морально преодолевать трудности, — говорит собеседник. — Мы не только изучали военное дело, но и быт, и нравы народов Афганистана. Мы плохо понимали, что нас готовят на войну, или просто не хотели в это верить. И хотя это длилось всего 3 месяца, мы узнали многое. Например,  что господствующей религией в Афганистане является ислам. Начиная какое-нибудь дело, мусульманин должен произнести «Бисмалах» (во имя Аллаха). А достигнув какого-то результата, он восклицает: «Аль-хамдулаллах». Позже, услышав это в Афганистане, мы не пугались и понимали, что означают такие восклицания. Спокойно относились и к тому, что мусульмане молились 5 раз на день. На заре, в полдень, во второй половине дня, при заходе солнца и в начале ночи слышались их: «Ин-ша-аллах» (Если того пожелает Аллах).
Мы плохо понимали, что нас готовят на войну, или просто не хотели в это верить. И хотя это длилось всего 3 месяца, мы узнали многое.

Афганцы едят 2 раза в день. Они едят в основном еду из баранины и кур. Афганцы не только не употребляют свинину, но и не дотрагиваются до неё, не используют посуду, в которой она  варилась.

Афганский обычай «бадал хистал» заключается в нетерпимости к обиде и оскорблению. Они стремятся любой ценой отомстить обидчику. Афганец не прощает обиду: «око за око, зуб за зуб, кровь за кровь». У афганцев не принято подавать руку женщине, неприлично обращаться с вопросом к незнакомой женщине, нельзя спрашивать у афганца имя его жены и дочери, справляться об их здоровье. При гостях хозяйка дома не появляется, и нельзя спрашивать, почему её нет. Нельзя предлагать помощь женщине при выходе из транспорта.

Афганцы очень гостеприимны. Но в правилах военнослужащих  говорится о том, что нельзя злоупотреблять их гостеприимством. Если афганец пригласит посетить его дом, то это можно сделать только с разрешения командира. Эти и многие другие знания и правила пригодились  потом не раз.

-3

— Степан Яковлевич, с соседнего дома видят, что вы не спите по ночам, стоите у окна и подолгу  курите…

— Да, такое со мной почти каждую ночь. И я с этим не могу справиться. К счастью, я не был ранен, Бог меня миловал. Видимо, мать  каждый день читала сильную молитву за моё здоровье. Но то, что мне пришлось увидеть и пережить в Афгане, не даёт мне покоя  по сегодняшний день.

— У Вас есть награды? Покажите их нам, пожалуйста.

—  У меня есть медали, но я их никогда не надевал, никому не показывал, и вам не покажу.

— Почему?

Степан Яковлевич долго молчал, глаза были наполнены слезами, но потом начал свой рассказ.

— В октябре 1982 года вместе с  шестью отобранными солдатами я был направлен в  Афганистан, в город Файзабад. Назначен старшим механиком-водителем боевой машины десанта (БМД). Мы прикрывали колонны машин с разным грузом и техникой, перевозили советских рабочих и служащих, которые находились там. Приходилось встречаться с душманами, чаще пленными. У меня там были друзья — Виктор Шанин  из Тамбова, Олег Попов из Подмосковья, Сергей Каняев из Крыма. Особенно дружны мы были с Виктором Шаниным. Он был мне как брат.
— В октябре 1982 года вместе с  шестью отобранными солдатами я был направлен в  Афганистан, в город Файзабад. Назначен старшим механиком-водителем боевой машины десанта (БМД). Мы прикрывали колонны машин с разным грузом и техникой, перевозили советских рабочих и служащих, которые находились там. Приходилось встречаться с душманами, чаще пленными. У меня там были друзья — Виктор Шанин  из Тамбова, Олег Попов из Подмосковья, Сергей Каняев из Крыма. Особенно дружны мы были с Виктором Шаниным. Он был мне как брат.
К счастью, я не был ранен, Бог меня миловал. Видимо, мать  каждый день читала сильную молитву за моё здоровье. Но то, что мне пришлось увидеть и пережить в Афгане, не даёт мне покоя  по сегодняшний день.

Однажды пришёл приказ взобраться на высоту 2100 и занять там оборону. Я должен был тоже идти туда, но вдруг меня вызывает командир и оставляет дежурным по роте. Витька пошёл вместо меня с отрядом. И не дошли… Подорвались на мине… Я потом  видел, что осталось от ребят. Я часто себя спрашиваю: за что они приняли такие муки?

Этот ужас до сих пор стоит у меня перед глазами и снятся кошмарные сны.  Они болью отзываются в моём сердце… Медали? Это всего лишь металл. А душа-то  живая, и  не стереть из памяти лиц тех, кто остался там, кому медали ни к чему.
Этот ужас до сих пор стоит у меня перед глазами и снятся кошмарные сны.  Они болью отзываются в моём сердце… Медали? Это всего лишь металл. А душа-то  живая, и  не стереть из памяти лиц тех, кто остался там, кому медали ни к чему.

После демобилизации Степан Яковлевич вернулся в родную деревню. Устроился на работу в производственное объединение «Гранит». Женился, имеет двоих детей, внуков. По состоянию здоровья какое-то время не работал. Теперь трудится в Синкевичском агрогородке.