Мировой рынок сена (трансграничная торговля) в натуральном выражении оценивается примерно в 9,5 млн. тонн., основным поставщиком которых (около 50% или 4,1 млн. тонн) являются США, а основным покупателем (20% или 2 млн. тонн., из них 1 млн. тонн из США) выступает Китай.
Россия экспортирует в настоящий момент 1-2 тыс. тонн (0,02% от мирового объема) в основном в Саудовскую Аравию и Иран. Рынок Китая в 2021 году был закрыт для российских предприятий, однако в ходе последнего визита президента Владимира Путина в Китай был подписан Протокол о допуске российских аграриев на китайский рынок.
Несмотря на кажущуюся простоту процесса выращивания и сбора сена когда речь заходит о его перемещении на дальние расстояния появляется необходимость в капиталоемком оборудовании (пресса, промышленные сушилки) и логистических мощностях, недостаток которых в настоящий момент сдерживает развитие отрасли.
Сено как экспортный продукт требует еще и особых климатических условий, наличие который в России позволяет рассчитывать на конкурентные преимущества в его производстве. Как любая питательная кормовая культура люцерна требует большого количества воды и удобрений для выращивания.
Для производства 1 тонны сена нужно:
- до 2 000 кубометров воды
- 60 кг фосфатных удобрений
- 20 кг калийных удобрений
- 6 кг азотных удобрений
В денежном выражении мировой рынок сена оценивается в 3 млрд. долл., цена тонны сена варьируется от 250 до 350 долларов за тонну. Таким образом только замещение половины поставляемого в Китай объема из США (500 тыс. тонн) за счет более дешевой логистики обеспечит российских аграриев экспортной выручкой не менее 150 млн. долл. (в этом случае доля России на мировом рынке вырастет до 5%)
150 млн. долл. перспективной экспортной выручки сопоставимо с такими направлениями как экспорт:
- Водки (166 млн. долл. в 2021 году)
- Мыла и гелей для душа (140 млн. долл. в 2020 году)
- Дезодорантов (118 млн. долл. в 2020 году)
- Игрушек (106 млн. долл. в 2020 году)