Найти тему
Познающий

Эффект доктора Фокса или как обмануть доверчивую публику?

В начале 70-х годов на конференции по повышению квалификации специалистов-психологов докладчик по имени доктор Майрон Л. Фокс произвел впечатление на аудиторию страстным докладом под названием «Математическая теория игр и её применение в обучении врачей».

Он был представлен как авторитетный специалист, написавший книгу на эту тему. После лекции, слушателям, среди которых были психиатры, психологи, социальные работники и аспиранты было предложено заполнить формы обратной связи, и оценить выступление.

Если вы знаете английский, то вот вам общая статистика опросов (взятая и материалов исследования).

-2

А если английский не ваш второй язык, то вкратце: лекция присутствующим понравилась и, следовательно, была оценена довольно высоко.

И тут наступает самый интересный момент: доктор Фокс не был экспертом и абсолютно ничего не понимал в рассказанной им теме. Он был актёром, которого наняли для проведения эксперимента.

«Успешное преподавание — это спектакль, и чем раньше мы смиримся с этим, тем лучше»

- Таубер

Зрители трёх выступлений были невольными участниками психологического исследования, в ходе которого исследователи (Нафтулин, Уэр, Доннелли: 1973) хотели проверить свою гипотезу о том, что ученики оценивают своих учителей по их личности, а не по строгому пониманию своего предмета.

Авторы таким способом решили проверить свою предположение, наняв актёра произнести речь с харизмой и индивидуальностью, но без фактического образовательного содержания. Спикер, выбранный для этой задачи, Майкл Фокс, был действующим актёром, сделавшим карьеру на телевидении.

Его единственной подготовкой к лекции было чтение одной статьи о теории игр и некоторых наставлений от авторов исследования.

В то время как эта задача вызвала бы у большинства из нас приступ паники, Фокс провёл лекцию в увлекательной, страстной и тёплой манере. Подавляющее число опрошенных положительно отреагировали на выступление Фокса, хотя, как вы уже поняли, он ничего смыслил в предмете.

Одна из целей исследования

По мнению автора исследования, «для эффективного обучения необходимо сбалансированное сочетание знаний и личности».

Это исследование подчеркивает, что быть идейным лидером — это больше, чем просто быть суперумным. Многие из нас проводят много лет в школе и за её пределами, приобретая опыт, но чтобы получить истинное признание среди слушателей, нам необходимо также овладеть и навыками общения.
Хорошая новость заключается в том, что отличным коммуникативным навыкам научиться проще, чем получить достаточное количество знаний, чтобы обучать людей. Я видел, как самые скучные профессора и инженеры превращаются в живых, привлекательных ораторов после простого обучения.

Напоследок: вот вам запись того самого выступления.