Найти тему
Романовград

О том, как я ходил устраиваться и как работал в Узбекистане

взято из Интернета, не из жизни
взято из Интернета, не из жизни

Такая казалось бы стандартная процедура устройства на работу порой обрастает многими интересными историями. О декларируемом и реальном, об ожиданиях и фактической рутине, о театральном приветствии на главной сцене и дальнейшей работе за кулисами. К тому же, особенно любопытно складывается, когда местная специфика в итоге влияет на то или иное принятие решения.

Что ж, можно было бы начать издалека, но здесь я бы хотел рассказать о моих сравнительно недавних походах на собеседования, имея уже за спиной хороший опыт в своей области. Последние несколько лет я оказывался именно на руководящих должностях в разных компаниях и выработал в себе определенную манеру поведения, которую уже вряд ли смогу поменять (да и надо ли?). Соответственно я искал варианты, связанные именно с руководящими обязанностями - директор по маркетингу, главный редактор, координатор проекта и т.д. В этой части рассмотрим только 2 случая.

Главный редактор

На меня через соцсети вышел собственник бизнеса, который предложил встретиться за чашкой кофе и обговорить предложение возглавить журнал. И хотя я сам сторонник такого подхода в найме, как встретиться в неформальной обстановке, но все же практика позывает, что если нанимающая сторона не представляет какую-то крупную (или раскрученную) компанию, название которой уже на слуху и ты знаешь, что у них есть большой офис или даже БЦ, то лучше всего встречаться в самом офисе. Тогда можно глазами посмотреть как там все устроено, прочувствовать эту атмосферу, смоделировать себя работающим на этом месте. Но тут мы встретились в кофейне. Первое впечатление было приятным, мы разговаривали по теме, иногда шутили. На вопрос об обязанностях, целях и задачах был получен исчерпывающий ответ. Как это часто водится - нужно делать все, работать сверхурочно и стать не хуже, а лучше лучше какого-нибудь Forbes.

Ну хорошо, мне это подходило, я люблю сложные и перспективные проекты, где хотят такой размах. И уже видя в мыслях примерный план, что нужно делать и как, я задал вопрос о зарплате и бюджете, который предполагается под этот проект. Ответ меня обескуражил. Предложили 200$ оклада + вероятные премии в дальнейшем, после раскрутки журнала. Бюджет на раскрутку изначально не предусматривался, а предполагалось привлекать донорские средства. Авторов у журнала всего двое и те непрофильные (за такую то ЗП и понятно), нужно было еще заполнять контент журнала самостоятельно. И за ту же зарплату. На тот момент я получал около 700$ в другом месте и рассчитывал минимум на 1000$, но даже был готов согласиться на 500-600$ первое время, т.к. проект казался интересным и перспективным. Понятное дело, мы не договорились. Моя ошибка была еще и в том, что я так был уверен, что мне выпал редкий шанс, что я уже заранее до встречи подал заявление на увольнение. Обычно так никто не делает, я понимаю, но это стало для меня уроком.

Выводы:

  • не завышайте свои ожидания;
  • никогда не уходите с текущего места работы ДО того как все предметно обсудите на собеседовании;
  • не принимайте импульсивных решений об увольнении (может вам просто выпала неудачная неделя/месяц).
в жизни все не так
в жизни все не так

Директор по маркетингу

До момента поиска и хождения по собеседованиям, в разговорах с представителями и руководителями различных компаний, я очень часто слышал, что дескать какой кадровый голод на рынке, как сложно найти опытного маркетолога в компанию, что не получается даже переманить с других менее раскрученных мест и прочее прочее. Отчасти я даже имел глупость возгордиться, что я сам такой весь "редкий и блестящий" и что всегда буду нарасхват. И вот в какой-то момент я начал поиск лучшего места, не потому что плохо работалось на текущем, а просто стало немного скучно и захотелось нового драйва. Памятуя о ситуации с главным редактором журнала, я заранее не подавал заявления об уходе, а решил присмотреться к тому, что предлагается. А предлагалось возглавить маркетинг крупного завода. Заманчиво, не правда ли?

Я съездил на завод, посмотрел все воочию, переговорил с директором об обязанностях и планах. По зарплате я не выигрывал, а по транспортной удаленности даже проигрывал по сравнению с текущим местом работы, но мне понравилась идея создать все с нуля и поставить маркетинг целого завода, посмотреть как поднимутся продажи, сделать что-то "существенное". Узнав всю информацию и подумав, я уволился с предыдущего места работы и устроился на завод. Проработал я там чуть больше года. Когда я пришел продажи были на уровне 300 тонн в месяц. Через 10 месяцев продажи стабильно показывали 1000 тонн в месяц. Но в итоге ушел. Почему? Первые 2 месяца я создавал и настраивал все, что касается своих непосредственных обязанностей по маркетингу. Инициативы поддерживались, бюджет выделялся.

Но когда уже ко мне все привыкли на заводе, - вся текучка, от выбора и закупа табличек, информационных стендов, меток, модульных картин на стены в коридоры и прочая мелочь плавно так перекинулась от других людей на меня. И все это усложнялось совершенно архаичной системой согласования во внутренней системе, когда вопрос о закупе чего-либо на сумму, скажем, в 300$ мог рассматриваться неделями! В то время как вопрос о закупе нового станка за 100 000$ мог быть рассмотрен быстрее. Понятное дело, что мелкие дела маркетинга ставились на предпоследнее место по приоритету, а с другой стороны требовалось это сделать "еще вчера". Что в такой ситуации нужно было бы сделать? Правильно, пересмотреть систему согласования и выработать методику приоритетности, согласно важности и срочности. Было ли это сделано? Нет.

На вопрос почему именно я должен этим заниматься, а не отдел закупа или снабжения, был получен ответ, ну это же маркетинг, а другие отделы занимаются другими важными промышленными вопросами. Ну хорошо, я взялся и за это. Попросил найти мне помощника. Не нашли. Спустя еще 2 месяца нашел сам, толкового и активного, но понимал, что он тут временно, потому что такой объем работы и отсутствие премий и поощрений могут отпугнуть. Меня их отсутствие тоже огорчало, но ведь моя цель была посмотреть смогу ли я поставить процессы и протестировать свои возможности.

В итоге, спустя еще 4 месяца я лишился и помощника. В том числе еще и потому, что как только выработанная нами рекламная компания помогла достигнуть желаемого уровня продаж в 700 тонн (супротив изначальных 300 тонн в начале пути) и затраты на рекламу уже несколько раз себя окупили, руководство завода резко расслабилось и перестало выделять бюджет как на новые инициативы, так и на "подкармливание" текущей рекламы. Мотивировка была проста: продажи же идут, зачем тратиться на рекламу? Когда спустя еще 3 месяца я окончательно убедился, что тенденция не меняется, несмотря на мои постоянные замечания, что как только высокий сезон продаж подойдет к концу, а эффект от прошлой рекламы улетучиться - вы вернетесь на уровень 400-500 тонн (а может и ниже) и меня не услышали, а я стал просто "просиживать штаны" и заниматься ерундой, то принял решение уйти.

Выводы:

  • на этапе переговоров с руководством, особенно если понимаете, что сейчас вы больше нужны как временный кризис-менеджер, обговорите, что будет после того, как достигните поставленных целей. Это поможет не обмануться самому в своих ожиданиях;
  • став на заводе руководителем такого не особо понятного и размытого для некоторых местных начальников направления как маркетинг - не удивляйтесь, что станете удобным кандидатом для выполнения массы других, не связанных с маркетингом задач;
  • будьте готовы, что в большинстве своем, вам не будут или не просто не найдут нормальных помощников/сотрудников в отдел маркетинга. Рассчитывайте только на себя и свои силы в поиске;
  • свыкнитесь с мыслью, что вы со своей тонкой душевной организацией
    и всякими KPI, ROI, ERP, CRM и wGRP будете "белой вороной" в среде суровых заводских мужиков;
взято из Интернета
взято из Интернета

Конечно, все, что тут написано - это мой личный опыт и совершенно не претендует на полное подобие в вашем случае. Однако некоторые вещи никогда не меняются и те выводы, которые сделал я на этих двух примерах могут быть кому-то полезны. Если это будет так, значит не зря все это.

До новых встреч в моем Романовграде!

Телеграм-канал для своих: Романовград

Еще мои мысли о разном:
-
3 совета как не бояться развернуть свою жизнь на 180*
-
Каково жить русскому в Узбекистане
-
Стабильность или риск: извечные вопрос
-
5 субъективных советом как не сойти в ума
-
О причинах, из-за которых начальник вас не уважает