Казалось, задумка режиссера Тодоровского была довольно тривиальной. Создать с помощью современных саундтреков и бутафории музыкальный фильм о жизни московских стиляг середины пятидесятых годов. Но Валерий Тодоровский превратил сие действо в безудержный карнавал грёз и эмоций, праздник кипучей яркой жизни посреди серой послесталинской действительности.
Сметаются комплексы, раскрываются глаза, открывается новый и дивный, причудливый мир, сотканный из музыки и самовыражения. Выпуклый из алебастровой лепнины 1955 год, время, в котором происходит действие, удивлен и низложен. Времени больше нет, фееричная вечность становится данностью.
Каждая сцена — откровение. Вот герой Гармаша в трусах ловко скачет с баяном по столу коммунальной квартиры и снимает ложечкой пробу из кастрюли соседки. У местных женщин он явно популярен. Герой минувшей войны, контуженный старшина, воспитывает детей правильно, верно. Мальчишки пыхтят под чугунными гантелями, но это и есть становление личности, готовность стать сильнее, мужественнее, полезнее Родине.
Быт не заедает, жить надо с пролетарским огоньком, с задором. Утром надо успеть на трамвай до проходной, обнять повзрослевших мальчишек, и бежать к остановке с авоськой в руках, в которой таится обед ремесленника. Тодоровский весьма точен в деталях.
Жизнь очевидна и проста, наполнена понятными вещами и явлениями. Когда расстроилось черно-белое пианино? Кто посмел раскрасить клавиши в яркие цвета? Когда были порваны шаблоны? Что случилось с правильным в общем-то советским пацаном? Почему он стал где-то пропадать и чаще задумываться?
Стиляги это легкомысленные бездельники в ярких одеждах - идейный враг правильной советской молодежи. Стиляг надо отлавливать и сдавать их в районный пункт милиции. Можно в горячке слегка им и наподдать, оторвать рукав модного пиджака или лоскут яркого платья. Комсомол, безусловно, против этого мещанского буржуазного течения. "Сегодня он прослушал джаз — а завтра Родину продаст!".
Комсомолец Мэлс Бирюков (Антон Шагин) честно выполняет свои задачи дружинника по дежурству в ПКИО имени Горького. Пролетарский классик не даст соврать — дружинники с энтузиастом хватают застигнутых за танцами стиляг. Но почему Мэлс все время вспоминает глаза этой девушки, Пользы (Оксана Акиньшина) которую задержал в ходе рейда? Она же чужая, чуждая и из другого мира!
Но почему Бирюкова так влечет к ней? Это любовь, детка. И вскоре бывшего дружинника можно заметить в шумной и пестрой компании стиляг, а комсомольцы во главе с Кати (Евгения Брик) пытаются наставить Мэлса на путь истинный, порицают, но затем возмущенно плюют ему в след.
На скользкую дорожку встал комсомолец Бирюков, а потому его с треском вышибают из комсомола. А ему хоть бы хны, он осваивает саксофон, купленный на толкучке за бешенные деньги. И, казалось бы, отец должен повлиять на парня...
Но отставной пехотный старшина никогда применял насилия к своим сыновьям, а каких-то правильных слов по этому поводу у него не сыскалось. И он принимает выбор сына, с удивлением разглядывая на стульчаке унитаза пикантные картинки из неведомой индийской книги, весьма запрещенной в СССР.
Фильм динамичен и великолепен. Замечательный состав великих актеров: Сергей Гармаш, Ирина Розанова, Олег Янковский (последняя роль), Леонид Ярмольник, Алексей Горбунов.
Отличных состав молодых актеров: Антон Шагин, Оксана Акиншина, Евгения Брик (к сожалению, ее с нами уже нет), Максим Матвеев, Екатерина Вилкова, Игорь Войнаровский и другие.
В фильме использованы хиты групп "Машина времени", "Кино", "Зоопарк", "Наутилус Помпилиус", "Ноль", "Браво", "Колибри", "Чайф", "Бригада С" Музыкальную обработку этих композиций ставил композитор Константин Меладзе, непревзойденный чуткий мастер качественной мелодии. Джазовые аранжировки и адаптации писали Юрий Шепет и Максим Гладецкий.
Интересные факты:
Валерий Тодоровский впервые задумался о создании киномюзикла, посвященному стилягам, еще в 1979 году, когда учился на режиссерском факультете ВГИК.
В конце девяностых приятель Тодоровского Юрий Коротков написал сценарий к фильму. Но шесть лет сценарий пролежал в столе, Тодоровский не мог найти инвесторов для своего музыкального фильма.
Съемки фильма шли уже полным ходом, но Тодоровский никак не мог придумать концепцию музыкальной фактуры фильма. Советом помог Евгений Маргулис, который предложил вставлять в фильм известные композиции русского рока 80-90-х годов, в джазовой обработке. А композитор Константин Меладзе взялся за постановку этой музыки.
Съемки фильма проходили в Минске, Москве и Санкт-Петербурге.
Власти Москвы долго не давали разрешение на съемку финального эпизода фильма — марш неформалов к Кремлю по Тверской улице, ведь для этого требовалось перекрывать одну из главных улиц Москвы. После долгих уговоров разрешение было получено, на один воскресный день с четырех до восьми утра.
3 апреля 2009 года фильм получил премию "Ника" в четырех номинациях. В том же 2009 году "Стиляги" были награждены четырьмя статуэтками кинематографической премии "Золотой орел".
Владимир Соловьев вспоминал:
"Я был потрясён. В России такого кино не было давно, очень давно, как по жанру, так и по качеству сценария, режиссуры, великолепной актёрской и операторской работе… Идеологически фильм настолько важный, что я бы всех просил его посмотреть. Он о свободе личности, о праве быть другим, не похожим. Думаю, что он очень не понравится движению "Наши"..."