По заверениям Мастера, это его последний фильм. Далее - творческое небытие и вполне себе бытие с определённым (вполне, немалым) количеством шекелей на банковском счету за весь проделанный путь в киноискусстве. А он огромный, будем честны. Но отдых Триер заслужил, чего уж там. Создать жанр в жанре - на это способны немногие, и таких режиссёров можно по пальцам пересчитать. Однако последняя нота создателя 'Догмы'95' - это кроваво-эпическая драма с элементами триллера и хоррора, гимн человеческому жестокосердию и зеркало для нас, таких ужасных и одновременно хрупких людей. За что бы не взялся Ларс - всё становится драгоценным, многоуровневым, завершённым. Словно Мидас, касается он всех закоулков существования, золотя своим талантом любую из эмоций, возникающих при просмотре его картин.
Как положено фильмам, которые представляют собой монументальное полотно (а именно им является 'Дом, Который Построил Джек'), картина поделена на эпизоды, сквозь которые, следуя своей цели, движется тот самый Джек - заурядный инженер, мечтающий построить идеальный дом, и попутно кромсающий встречающихся на его нелёгком пути людей. Сложная закваска на собственной идее, концепте 'Божественной Комедии' и английском детском стишке - если и не пик кинокарьеры Триера, то уж очень жирная её точка. Я бы даже сказал - клякса. Но вполне в духе известного датчанина.
Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу, тот дикий лес, дремучий и грозящий, чей давний ужас в памяти несу!
Чтобы показать весь ужас человеческой жизни, низведённой к её порокам, чтобы отобразить бессмысленность жестокости, но, вместе с тем, логику садизма, Триер прибёг к бессмертному произведению Данте, а точнее - к его первой части, к 'Аду'. Инферналия, творящаяся у итальянского гения в его труде, напрямую связана с идеей датского режиссёра, лишь с той оговоркой, что каждый из людей сам строит свой собственный Гадес.
Главный герой, Джек (это имя, кстати, выбрано не случайно: что-то типа нашего Ивана, в более широком смысле - Джон Доу, экземплификант, аноним, фигурирующий в судебных разбирательствах в англоязычных странах; то есть, Джон Доу - это никто и каждый из нас), симпатичный молодой мужчина, инженер, ведущий ничем не примечательный образ жизни, мечтающий построить дом. Вместе с тем - серийный убийца, маньяк и садист, убивающий людей и использующий их трупы в строительстве ещё одного дома, своеобразных врат в конечную точку безумия, через которое, впрочем, Джек проходит втечении всего фильма.
Картина эпизодична. Каждая её часть рассказывает о конкретном убийстве. Триер делает акцент на ключевых сценах, так как в общей сложности Джек отправил на тот свет около шестидесяти человек. Ключевых сцен в фильме пять плюс эпилог, показывающий нам катабасис во всей своей красе. В этих эпизодах Джек проявляет изобретательность, устрашает, издевается и всячески манипулирует своими жертвами с помощью животного страха. Он, своего рода, суперхищник, вершина, скажем, не пищевой, но личностной цепи, о которой с большой охотой писал Ницше (да-да, сверхчеловек со всеми вытекающими).
Свой личный опыт Джек проживает не один: между убийствами он ведёт экзистенциальные беседы с неким Вёрджем, персонажем-фантомом, появляющимся в моменты, когда Джек не может сделать выбор, или когда ему нужно поделиться мыслями, решить дилемму, выйти из замкнутой спирали. Вёрдж - психотерапевт с того света или, возможно, та часть бессознательного самого Джека, в которой есть упорядоченность всем его смыслам и действиям.
Кровь, плоть, подкожный жир (сцена с отрезанием грудей у одной из героинь фильма) - в ход идёт всё, чтобы вызвать отвращение. Триер умеет мстить, и этой картиной он влепил не просто пощёчину пуританам от кинофестивалей - он их уничтожил. Морально и психологически.
Честно говоря, мне очень тоскливо от того, что Триер ушёл из мира кино (по его же собственным словам). Кто ещё, как не он, будет так изумительно провоцировать публику и критиков, плюя им в лицо своими экзистенциальными постулатами, доводящие их до истерик и запретов не пускать его никуда.
Великие архитектурные решения Джека в финале помогают ему достигнуть предела собственного тщеславия, но если тебе уготовано адское пламя - вряд ли тут спасёт даже протянутая с неба рука. Джек построил дом, которым грезил. И этот дом полностью Джека поглотил.
Если вы сильно впечатлительны - не смотрите этот фильм. Нервная пелена не даст вам разглядеть в этом фильме метасцены, которые и делают эту картину картиной великого Ларса фон Триера. Ну а если ваша нервная система и не такое переваривала, желаю вам насладиться отличной картинкой и поиском собственных смыслов, коих здесь - хоть отбавляй.
#ларс фон триер #дом который построил джек #артхаус #хоррор #триер #данте #божественная комедия #кино