От Уэллса до Кубрика
Жанр научной фантастики, как таковой, начал своё активное развитие ещё во второй половине XIX века, однако настоящий бум сай-фая пришёлся на период рождения кинематографа, расширившего границы возможного и позволив по-новому взглянуть как на уже существовавшие, так и на новые истории популярных фантастов благодаря формату экранизаций.
И хотя большинство фильмов на тот момент имели мало общего с реальностью, в середине XX века ситуация начала меняться: сюжеты стали более приземлёнными сначала политически, а позже и технически. «Космическая Одиссея 2001» Стэнли Кубрика, вышедшая на экраны в 1968-м, за год до первой посадки человека на поверхность Луны, и вовсе положила начало новым негласным стандартам реализма в научно-фантастическом кино.
Читаем книгу, смотрим фильм
У писателя и будущего создателя «Парка Юрского Периода» Майкла Крайтона работа над книгой сразу не задалась. В 60-х он придумал отличное название «Штамм Андромеда», но не имел абсолютно никакого понятия, о чём ему писать. Идею для истории он почерпнул в научной работе «Основные черты эволюции» известного американского палеонтолога Джорджа Гейлорда Симпсона. Последний в своей сноске сетовал на то, что писатели-фантасты никогда не брали за основу для своих рассказов идею о наличии живых организмов в верхних слоях атмосферы. «Вот оно!» — подумал Крайтон и приступил к работе над романом. Работа, к слову, была непростой и затянулась из-за назойливых (но тем не менее ценных) замечаний и советов Роберта Готтлиба — главного редактора издания Alfred A.Knopf.
...как выглядел бы «Штамм Андромеда», если бы история была правдой. Откуда бы я взял информацию? Как много я знаю? И в каком стиле я бы это написал, если бы это было правдой? Я начал изучать научно-популярную литературу таких людей, как Уолтер Салливан, который писал для New York Times. И я начал подражать этому фактологическому нон-фикшн стилю письма. Получилась очень холодная, отстранённая книга, которая к тому же была странно убедительной — М.Крайтон.
Выход романа оказался крайне удачным для Крайтона. «Штамм Андромеда» не только стал бестселлером, но и сделал его автора уважаемым писателем-фантастом. Многие, прочитав рассказ, считали, что всё происходящее в книге было на самом деле. Иронично, что сам Крайтон даже не догадывался, насколько сильно его история пересекается с действительностью. Бестселлер сразу привлёк внимание студии Universal Pictures, выкупившей права на экранизацию за 250 тысяч долларов.
Задача поставить фильм легла на плечи Роберта Уайза, именитого режиссёра, умевшего работать в различных жанрах. Он приложил руку к таким лентам, как «День, когда Земля остановилась» (1951), «Призрак дома на холме» (1963), «Административная власть» («Номер для директоров») (1954) и к первому полнометражному фильму во вселенной «Звёздного пути» (1979).
Помимо воспроизведения написанного на страницах романа, Р.Уайз поставил перед собой задачу сделать фильм максимально реалистичным и достоверным, придав ему оттенок документалистики. Крайтон тоже не остался в стороне и принимал активное участие на многих этапах производства. Самое радикальное отхождение от оригинала — замена учёного Питера Ливитта на его женскую версию Рут в исполнении Кейт Рид. Такая перемена пошла фильму на пользу благодаря её харизме и хорошо прописанному сценарию.
Когда мы впервые встретились, Роберт сказал, что мы снимаем фильм, в котором никого нет. Я спросил: «Что ты имеешь ввиду?». Он засмеялся, когда увидел моё лицо и ответил, что там нет никого из звёзд кино. Но я определённо знал про Артура Хилла, потому что видел «Кто боится Вирджинии Вульф?» на Бродвее, точно знал о Кейт Рид и Дэвиде Уэйне. Единственный, о ком я не знал, был Джимми Олсон — М.Крайтон
Скрытая угроза и новые технологии
Военный космический спутник падает на территорию американского городка Пидмонт после удара микрометеорита. Местный житель вскрывает спутник у себя дома, выпуская неизвестный вирус, после чего все жители города умирают или накладывают на себя руки. Военные собирают четверых учёных-добровольцев, перед которыми стоит задача выяснить, что представляет из себя опасный патоген и как с ним бороться. Работать им предстоит в секретной подземной лаборатории, оснащённой сопутствующими технологиями.
В документальном фильме о создании картины, ответственный за спецэффекты и красивые футуристичные декорации, недавно почивший Дуглас Трамбалл, наиболее известный по своей работе над эффектами к «Бегущему по лезвию» и «Космической Одиссее 2001», рассказал, что часть оборудования, которым пользуются персонажи, была предоставлена научно-техническими организациями, а часть съёмочной команде пришлось создать самим в рамках не слишком большого бюджета.
Дуглас привлёк к работе своего друга Джейми Шорта, компьютерного инженера, помогавшего писать программы и разрабатывать различные устройства, например, видеомонитор и видеокамеру с очень высоким разрешением, а также специальный блок обработки полученных изображений. Данные наработки позже сыграют свою роль в развитии технологий управления фотографическими процессами при помощи компьютера. Механические манипуляторы от компании Atomics International Дуглас позже использует на съёмках «Близких контактов третьей степени».
У многих возникли вопросы о том, как снимались сцены с животными и не пострадали ли они. Роберт Уайз, не скрывая, признаёт, что животные подверглись фатальному воздействию, но с оговоркой, что их, как и планировалось, вернули к жизни в присутствии представителя Американской Гуманистической Ассоциации. И если в 70-х такое ещё могло сойти с рук, то сегодня за данный подход к братьям нашим меньшим по голове не погладят.
«Штамм Андромеда» можно считать настоящей классикой научно-фантастической литературы и кино. Благодаря своему стремлению к реализму экранизация не теряется среди массы других популярных фильмов на схожую тематику, а печатный оригинал до сих пор остаётся актуальным произведением, особенно на фоне тех событий, что происходят сегодня во всём мире.