Найти в Дзене
Feel The Flow

«Штамм Андромеда». Кинематографическое пособие по изучению внеземных вирусов

Оглавление

От Уэллса до Кубрика

Жанр научной фантастики, как таковой, начал своё активное развитие ещё во второй половине XIX века, однако настоящий бум сай-фая пришёлся на период рождения кинематографа, расширившего границы возможного и позволив по-новому взглянуть как на уже существовавшие, так и на новые истории популярных фантастов благодаря формату экранизаций.

И хотя большинство фильмов на тот момент имели мало общего с реальностью, в середине XX века ситуация начала меняться: сюжеты стали более приземлёнными сначала политически, а позже и технически. «Космическая Одиссея 2001» Стэнли Кубрика, вышедшая на экраны в 1968-м, за год до первой посадки человека на поверхность Луны, и вовсе положила начало новым негласным стандартам реализма в научно-фантастическом кино.

Кадр из фильма «Космическая Одиссея 2001» | Stanley Kubrick Productions / Metro-Goldwyn-Mayer
Кадр из фильма «Космическая Одиссея 2001» | Stanley Kubrick Productions / Metro-Goldwyn-Mayer

Читаем книгу, смотрим фильм

У писателя и будущего создателя «Парка Юрского Периода» Майкла Крайтона работа над книгой сразу не задалась. В 60-х он придумал отличное название «Штамм Андромеда», но не имел абсолютно никакого понятия, о чём ему писать. Идею для истории он почерпнул в научной работе «Основные черты эволюции» известного американского палеонтолога Джорджа Гейлорда Симпсона. Последний в своей сноске сетовал на то, что писатели-фантасты никогда не брали за основу для своих рассказов идею о наличии живых организмов в верхних слоях атмосферы. «Вот оно!» — подумал Крайтон и приступил к работе над романом. Работа, к слову, была непростой и затянулась из-за назойливых (но тем не менее ценных) замечаний и советов Роберта Готтлиба — главного редактора издания Alfred A.Knopf.

Майкл Крайтон | AP Images
Майкл Крайтон | AP Images
...как выглядел бы «Штамм Андромеда», если бы история была правдой. Откуда бы я взял информацию? Как много я знаю? И в каком стиле я бы это написал, если бы это было правдой? Я начал изучать научно-популярную литературу таких людей, как Уолтер Салливан, который писал для New York Times. И я начал подражать этому фактологическому нон-фикшн стилю письма. Получилась очень холодная, отстранённая книга, которая к тому же была странно убедительной — М.Крайтон.
Обложка первого издания книги
Обложка первого издания книги

Выход романа оказался крайне удачным для Крайтона. «Штамм Андромеда» не только стал бестселлером, но и сделал его автора уважаемым писателем-фантастом. Многие, прочитав рассказ, считали, что всё происходящее в книге было на самом деле. Иронично, что сам Крайтон даже не догадывался, насколько сильно его история пересекается с действительностью. Бестселлер сразу привлёк внимание студии Universal Pictures, выкупившей права на экранизацию за 250 тысяч долларов.

Задача поставить фильм легла на плечи Роберта Уайза, именитого режиссёра, умевшего работать в различных жанрах. Он приложил руку к таким лентам, как «День, когда Земля остановилась» (1951), «Призрак дома на холме» (1963), «Административная власть» («Номер для директоров») (1954) и к первому полнометражному фильму во вселенной «Звёздного пути» (1979).

Роберт Уайз | Erich Lessing @ Magnum Photos
Роберт Уайз | Erich Lessing @ Magnum Photos

Помимо воспроизведения написанного на страницах романа, Р.Уайз поставил перед собой задачу сделать фильм максимально реалистичным и достоверным, придав ему оттенок документалистики. Крайтон тоже не остался в стороне и принимал активное участие на многих этапах производства. Самое радикальное отхождение от оригинала — замена учёного Питера Ливитта на его женскую версию Рут в исполнении Кейт Рид. Такая перемена пошла фильму на пользу благодаря её харизме и хорошо прописанному сценарию.

Кадр из фильма «Штамм Андромеда». На кадре слева-направо: Артур Хилл, Дэвид Уэйн, Кейт Рид, Джеймс Олсон | Universal Pictures
Кадр из фильма «Штамм Андромеда». На кадре слева-направо: Артур Хилл, Дэвид Уэйн, Кейт Рид, Джеймс Олсон | Universal Pictures
Когда мы впервые встретились, Роберт сказал, что мы снимаем фильм, в котором никого нет. Я спросил: «Что ты имеешь ввиду?». Он засмеялся, когда увидел моё лицо и ответил, что там нет никого из звёзд кино. Но я определённо знал про Артура Хилла, потому что видел «Кто боится Вирджинии Вульф?» на Бродвее, точно знал о Кейт Рид и Дэвиде Уэйне. Единственный, о ком я не знал, был Джимми Олсон — М.Крайтон

Скрытая угроза и новые технологии

Военный космический спутник падает на территорию американского городка Пидмонт после удара микрометеорита. Местный житель вскрывает спутник у себя дома, выпуская неизвестный вирус, после чего все жители города умирают или накладывают на себя руки. Военные собирают четверых учёных-добровольцев, перед которыми стоит задача выяснить, что представляет из себя опасный патоген и как с ним бороться. Работать им предстоит в секретной подземной лаборатории, оснащённой сопутствующими технологиями.

Фото со съёмочной площадки «Штамма Андромеды» | Larry Barbier © Universal Pictures
Фото со съёмочной площадки «Штамма Андромеды» | Larry Barbier © Universal Pictures

В документальном фильме о создании картины, ответственный за спецэффекты и красивые футуристичные декорации, недавно почивший Дуглас Трамбалл, наиболее известный по своей работе над эффектами к «Бегущему по лезвию» и «Космической Одиссее 2001», рассказал, что часть оборудования, которым пользуются персонажи, была предоставлена научно-техническими организациями, а часть съёмочной команде пришлось создать самим в рамках не слишком большого бюджета.

«Кадр из фильма «Штамм Андромеда» | Universal Pictures
«Кадр из фильма «Штамм Андромеда» | Universal Pictures

Дуглас привлёк к работе своего друга Джейми Шорта, компьютерного инженера, помогавшего писать программы и разрабатывать различные устройства, например, видеомонитор и видеокамеру с очень высоким разрешением, а также специальный блок обработки полученных изображений. Данные наработки позже сыграют свою роль в развитии технологий управления фотографическими процессами при помощи компьютера. Механические манипуляторы от компании Atomics International Дуглас позже использует на съёмках «Близких контактов третьей степени».

Фото со съёмочной площадки «Штамма Андромеды» | Larry Barbier © Universal Pictures
Фото со съёмочной площадки «Штамма Андромеды» | Larry Barbier © Universal Pictures

У многих возникли вопросы о том, как снимались сцены с животными и не пострадали ли они. Роберт Уайз, не скрывая, признаёт, что животные подверглись фатальному воздействию, но с оговоркой, что их, как и планировалось, вернули к жизни в присутствии представителя Американской Гуманистической Ассоциации. И если в 70-х такое ещё могло сойти с рук, то сегодня за данный подход к братьям нашим меньшим по голове не погладят.

«Штамм Андромеда» можно считать настоящей классикой научно-фантастической литературы и кино. Благодаря своему стремлению к реализму экранизация не теряется среди массы других популярных фильмов на схожую тематику, а печатный оригинал до сих пор остаётся актуальным произведением, особенно на фоне тех событий, что происходят сегодня во всём мире.

-9