Найти в Дзене
Живопись

Художник Александр Иванович Савинов: уникальный и забытый

Стиль живописи Александра Ивановича Савинова крайне сложен, разнообразен и совершенно индивидуален. Его картины при всём желании не получится отнести к какой-то одной школе или течению, привязать к единому формату. Что в конечном итоге и сыграло с наследием мастера злую шутку: сегодня о нём мало кто вспоминает. Одни картины Савинова — словно новый вид иконописи, где на место Высшей Силы встала сама жизнь. Во всей красе своей непредсказуемости. Украсила традиционные композиции свежими контрастами; сменила чёткие границы объектов и явлений взаимопроникающими, вибрирующими тонами; позволила движению быть неотъемлемой частью каждого человеческого образа. Другие полотна Александра Ивановича — будто некий особый подвид импрессионизма. Произошедший не из отрицания академичности, а из стремления к союзу с её постулатами. Ведь не даром каждая живописная работа нашего героя становилась результатом десятков (если не сотен) предварительных набросков. А приёмы «мгновенного впечатления» не мешали з
Стиль живописи Александра Ивановича Савинова крайне сложен, разнообразен и совершенно индивидуален. Его картины при всём желании не получится отнести к какой-то одной школе или течению, привязать к единому формату. Что в конечном итоге и сыграло с наследием мастера злую шутку: сегодня о нём мало кто вспоминает.

Одни картины Савинова — словно новый вид иконописи, где на место Высшей Силы встала сама жизнь. Во всей красе своей непредсказуемости. Украсила традиционные композиции свежими контрастами; сменила чёткие границы объектов и явлений взаимопроникающими, вибрирующими тонами; позволила движению быть неотъемлемой частью каждого человеческого образа.

Савинов А.И., «Девушка и парус», 1906 , холст, масло. 94 x 95 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Савинов А.И., «Девушка и парус», 1906 , холст, масло. 94 x 95 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Другие полотна Александра Ивановича — будто некий особый подвид импрессионизма. Произошедший не из отрицания академичности, а из стремления к союзу с её постулатами. Ведь не даром каждая живописная работа нашего героя становилась результатом десятков (если не сотен) предварительных набросков. А приёмы «мгновенного впечатления» не мешали зрителю по долгу любоваться картинами, изучая многочисленные детали композиций.

Савинов А.И., «Дети, играющие в песке», 1904, холст, масло. 99 x 113 см, 
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Савинов А.И., «Дети, играющие в песке», 1904, холст, масло. 99 x 113 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ранние работы Савинова похожи на полотна Михаила Александровича Врубеля, в которых сохранилась византийская мозаичность, но не осталось отзвуков эмоционального напряжения. Поздние — отсылают к творениям коллег — выпускников прославленной французской академии Коларосси, где по воле мастера сохраняются мотивы монументальности и символизма.

Савинов А.И., «Крестьянский мальчик под яблоней», 1907, холст, масло. 138 x 88 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Савинов А.И., «Крестьянский мальчик под яблоней», 1907, холст, масло. 138 x 88 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В целом, знакомство с живописью Александра Ивановича оставляет ощущение прогулки по старинному дворцу или храму, чьи архаичные стены всё ещё крепки, а древние статуи и барельефы ещё не пали под натиском времени, но в старомодные стрельчатые окна и сквозь трещины в сводчатых потолках заглядывают ветви цветущих яблонь, проникает свежий весенний ветер и светит тёплое утреннее солнце.

Савинов А.И., «Портрет жены художника», 1909, холст, масло. 65 x 53 см,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Савинов А.И., «Портрет жены художника», 1909, холст, масло. 65 x 53 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Савинов А. И., «За уроками»,1942, фанера, масло, 47 Х 33,5 см, частная коллекция
Савинов А. И., «За уроками»,1942, фанера, масло, 47 Х 33,5 см, частная коллекция

Совсем неудивительно, что История предпочла запомнить «зодчих» академизма и «садовников» импрессионизма конца 19-начала 20 века, но позабыть уникального художника, сумевшего подружить несколько эпох и целый ряд течений и направлений изобразительного искусства. Мастера, чьи работы так легко полюбить и так трудно классифицировать.

Спешим исправить эту вопиющую несправедливость и представляем на Ваш суд сохранившиеся картины Александра Ивановича Савинова. Приятного Вам просмотра!

Савинов А. И., «Женщина с филином», 1908 , холст, масло, 117 x 99,4 см, Саратовский государственный художественный музей
Савинов А. И., «Женщина с филином», 1908 , холст, масло, 117 x 99,4 см, Саратовский государственный художественный музей
Савинов А.И., «Портрет жены с собачкой», 1930-е, холст, масло, 67 х 43 см, частная коллекция
Савинов А.И., «Портрет жены с собачкой», 1930-е, холст, масло, 67 х 43 см, частная коллекция
савинов А.И., «Старые римские натурщицы», 1910., холст, масло, Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург
савинов А.И., «Старые римские натурщицы», 1910., холст, масло, Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург
Савинов А.И., «Сирень», холст, масло, частная коллекция
Савинов А.И., «Сирень», холст, масло, частная коллекция

🎯 Ваш палец вверх и Ваша подписка очень важны для авторов. Спасибо!

#культура #изобразительное искусство #искусство #изобразительное искусство