Найти в Дзене

Рижский ОМОН - последние защитники СССР

Приветствую, всех гостей и будущих подписчиков канала. Решил создать второй проект, на котором буду рассказывать о конфликтах на постсоветском пространстве. Канал «Масонсская ложка» - отказывается давать в рекомендации статьи, не посвящённые чеченским кампаниям, а между тем, военные действия на постсоветском пространстве чрезвычайно многогранны и интересны. Логично, было-бы начать наше повествование с самого начала развала СССР и ярчайшими представителями событий «парада суверенитетов» несомненно, является Рижский ОМОН. Мы очень коротко пробежимся по очень недолгой истории этих бойцов. В Риге они пробыли до 1990 года, после чего большая часть отряда улетела в Россию, в основном в Тюмень. После участвовали в чеченских кампаниях, где личный состав понёс потери в ходе столкновений с боевиками. Итак, давайте начнём наше знакомство с этим славным, но незаслуженно забытым подразделением.

1. Истоки и действия рижан в 1990-1991 году

Отряды Милиции Особого Назначения, стали появляется на излёте существования советского государства. В период 1980-х годов в стране стала развиваться уличная преступность, выросла доля преступлений совершаемых бандами, также очень сильно стали накалятся отношения на национальных окраинах страны. Милиция, в реалиях тех времён, справиться с этим просто-напросто не могла, поэтому появилась востребованность в тяжёлой жандармерии, которая была бы способна выполнять задачи по силовому сопровождению милицейских акций. Так появился ОМОН. В каждом отдельный батальон патрульно-постовой службы милиции, их самые подготовленные бойцы и составили костях ОМОНов в будущем. В задачу ОМОН входило: обеспечение правопорядка на массовых мероприятиях, разгоном несанкционированных властями демонстраций и митингов в Советских Республиках, разоружение бандформирований, задержание особо-опасных преступников. Общеполитическая ситуация в республиках, особенно в Прибалтике постепенно накалялась и сотрудники ОМОН часто участвовали в подобного рода акциях, становясь объектом политических дискуссий. Пресса в таких случаях чаще всего ОМОН не жаловала. Официально подразделения ОМОН были созданы 3 октября 1988 года — в период перестройки, когда начала нарастать нестабильность в обществе, стали происходить массовые беспорядки.

Рижское подразделение возникло в 1988 году, на базе местной милиции. Отличительной особенностью этого подразделения было то, что в него входили в основном славяне. Силы подразделения составляли около 120 человек и вся его численность до момента распада, не превышала и полусотни штыков. Между тем, для маленькой Риги – это была весьма грозная сила, с которой приходилось считаться. В 1990 году, командиром отряда становиться Чеслав Млынник, этнический поляк, оттуда необычные имя и фамилия. Именно под его командованием подразделение приобрело очень широкую известность. К 1990 году – СССР начинает полыхать вдоль всех национальных окраин. Одними из первых междоусобную бучу начали армяне и азербайджанцы. Рижский ОМОН успел поучаствовать в тех событиях в проводимой операции «Кольцо». Это мероприятие предусматривало поиск и разоружение местных вооружённых сепаратистов и агрессивно настроенных местных жителей, а также проверка паспортного режима. В период чеченских кампаний такие операции станут называться словом – зачистка.

-2

«Нашей задачей было разоружение всех, у кого оказалось на руках оружие. Если разведка выясняла, что в таком-то селении есть вооруженные люди, нас отправляли туда. Мы подъезжали к селению, ночью врывались в дома и проводили там обыски. Все это делалось довольно жестко — укладывали всех на пол, если кто-то дергался, то его очень жестко успокаивали. Если находили оружие, то задерживали и передавали следователям. Если селение было большое, то действовали совместно с внутренними войсками, иногда нам придавалась бронетехника… Обычно нам сопротивления не оказывали, и все обходилось без пролития крови.
Степанакерт — армянский город, а местное население относилось к нам очень доброжелательно, считая своими защитниками. Я боролся с незаконными вооруженными формированиями, и мне было все равно, какие цели они перед собой ставят» - интервью одного из бойцов

В 1991 году в Латвии начинаются крупные антисоветские выступления. Москва, которая к этому времени действительно теряла республику за республикой поделать со сложившейся ситуацией ничего не могла. Строго говоря, расхождение взглядов среди советских элит, а также личная слабость Михаила Горбачёва, привели к ситуации, в которой куда ни кинь – всюду клин. Между тем, рижские милиционеры отнюдь не собирались переходить на сторону митингующих, а уж тем более поддерживать антиправительственные выступления. Несмотря на то, что министр внутренних дел Латвийской ССР, назначенец Народного фронта Алоиз Вазнис перевёл ОМОН в своё непосредственное подчинение, начав чистку его рядов по национальному признаку, подразделение боеспособности не утратило. Командир наотрез отказался подчинятся пришедшим к власти литовским националистам, а его неуступчивость привела к притоку в отряд новых людей.

-3

Так-вот, во время волнений 1991 года, бойцы Млынника захватили сразу несколько государственных объектов, включая Дом Печати и здание МВД со всем материальным имуществом. После этого, они принялись громить таможенные посты, которые выставляло новое правительство Латвии. Стоит понимать, что таможенные посты это не таможня в классическом понимании, фактически это было блокпосты латышских националистов, через которые они осуществляли снабжение своих сторонников и контролировали районы, а также блокировали свободный оборот товаров который шёл по территории республики. В общем это было универсальным средством для оказания давления на Москву. Их уничтожение, было основной задачей по возвращению контроля над городом, а также над экономическими рычагами давления над республикой. По приказу министра внутренних дел СССР Бориса Пуго с середины до конца мая 1991 г. проводилась операция по разблокированию незаконных таможен силами Рижского и Вильнюсского ОМОНов. На каждый пункт вместе с бойцами выезжали представители следствия и прокуратуры советских республик, которые составляли акты, разоружали представителей так называемых таможен. Имущество — будки, посты, вагончики, шлагбаумы — уничтожалось на месте. Таким образом, по версии командира отряда Чеслава Млынника, было снято около 200 таможенных постов, по версии латышских СМИ — 16.

-4

Как-бы то ни было, рижские милиционеры фактически в одиночку защищали существующий в СССР строй. Они стали очень большим на глазу у рижских националистов и создавали очень много проблем в построении новой республики. Ещё раз отмечу, что даже то полторы сотни штыков которые были в распоряжении Млынника, для маленькой Риги были весьма и весьма Грозной силой. Рижские националисты не обладали подготовленными подразделениями, а также не имели больших складов вооружения, которые можно было разграбить. Удивительнее и то, что большая часть ОМОНов в национальных республиках, как показала практика, развал СССР поддержали. Тому примером азербайджанские, армянские, молдаванские, польские подразделения. Однако особенностью рижан было то, что в составе их подразделения не было прибалтов, а служили славяне, в основном русские. Так маленький отряд ОМОНа стал фактически последним защитником СССР в Прибалтике.

2. События на таможенном пункте в Мядининкае

Вот с этим таможенным вагончиком и связана трагедия Рижского ОМОН. В ночь на 31 июля на таможенном посту под Мядининкаем находились 4 таможенника, 2 сотрудника дорожной полиции и 2 бойца отряда быстрого реагирования Департамента полиции Литвы «Арас». Ночью, к таможенному пункту подъехал автомобиль «УАЗ» из которого выпрыгнули несколько человек, которые расстреляли людей находящихся в вагончике. Выжил только один из них, которого приняли за мёртвого, хотя справедливости ради, этот человек и правда, едва не умер.

В итоге на показаниях этого самого человека и было выстроено всё дело. Томас Шярнас, сотрудник таможни, который на всю жизнь остался инвалидом, дал следствию следующие показания:

Вот это Томас Шарнас. Кстати ныне большая шишка в латвийской католической церкви и большой защитник традиционных ценностей
Вот это Томас Шарнас. Кстати ныне большая шишка в латвийской католической церкви и большой защитник традиционных ценностей

…это не была таможня в полном смысле слова. Был просто вагончик с литовским флагом — то есть больше политическая акция, демонстрация всему миру намерений маленькой Литовской республики стать независимой. Военные в Москве искали повод для вмешательства армии <…> Это были бойцы рижского ОМОНа, но одетые в обычный камуфляж без всяких опознавательных знаков. <…> всё убийство заняло буквально пару секунд. Пуля в затылок — и всё кончено. На нас и раньше нападали, и очень часто, но никогда не убивали. Просто били и поджигали вагончики. Никто не ожидал, что будут убивать.

И вот тут находится самая таинственная часть всей истории. С одной стороны, рижские милиционеры яростно отрицали своё участие в столь жестокой акции. Например: Константин Никулин, утверждал, что видел неких людей в форме ОМОН на вильнюсской базе, однако никто кроме него этих людей не видел. Характерно, что полтора десятка таможенных пунктов до этого, разгромили как раз таки рижане, и с противниками советской власти они особо сильно не церемонились. Нередко, ОМОНовцы применяли к находящимся там людям грубую физическую силу. Стоит отметить и то, что рижане действовали куда энергичней своего неповоротливого московского начальства и сопровождали свои действия агрессией. Пожалуй, если бы все сторонники Советского Союза проявили такую же решительность, СССР мог бы существовать и поныне — или же наоборот, развалиться при куда более драматичных обстоятельствах.

-6

Однако не стоит забывать, несмотря на то, что Млынник был действительно жёстким и строгим командиром, неадекватного поведения со стороны его или его людей – никто никогда не замечал. Несмотря на агрессию к задержанным, она никогда не переходила в жестокость, а уж тем более в убийство. К тому же, Млынник действительно понимал, что такое просто используют против него и его людей. Подставлять самих себя – было дороже. Скорее всего, вся эта история была провокацией со стороны латышских националистов, которым ужас как хотелось избавиться от надоевшего всем подразделения, которое в условиях маленькой Риги и правда стало бельмом на глазу новым властям.

Несколько недель спустя начался — и провалился — августовский путч. Во время августовских событий ОМОН действовал против батальона полиции, сформированного латышскими националистами. Батальон был слабо вооружен, и командование разогнало по домам основную массу служащих — от греха подальше. Поэтому рижские омоновцы, явившиеся всем взводом на базу, нашли только нескольких дежурных, которых побили и с чувством выполненного долга уехали.

Тюменский ОМОН в Чечне
Тюменский ОМОН в Чечне

Большая часть осталась служить в Тюмени, куда их передислоцировали. Многие разъехались по горячим точкам бывшего СССР, в частности, часть сотрудников воевала на стороне Абхазов, ещё часть воевала на стороне Грузин. Командир Млынник готовил чеченцев лоялистов, затем отметился ещё в паре войне, последней из которых стала война в Южной Осетии. Ещё часть бойцов воевали на стороне сербов в Югославии. Те кто остался служить в российской милиции затем участвовали в двух чеченских кампаниях, где запомнились многим своей колоритностью и яростным характером. Константин Никулин, кстати, в итоге был пойман и приговорён к пожизненному заключению.

В Ригу никто из милиционеров уже не вернулся, под страхом наказания реальным сроком заключения. Так окончилась история рижского ОМОНа, людей, которые в одиночку бросили вызов всей системе и вели свою маленькую войну, верные присяге. Одно из самых легендарных подразделений – храброе и верное.