Найти в Дзене
Мой мини-гараж

Вездеход для Бундесвера

DKW-Munga – лёгкий внедорожник, выпускавшийся компанией Auto-Union с 1956 по 1968 г. в Ингольштадте, Германия. Своим появлением машина обязана заказу оборонного ведомства на лёгкое транспортное средство для Бундесвера. Военным нужна была простая и в то же время технологичная машина высокой проходимости по минимальной, насколько это возможно, цене. Разработка машины началась в конце 1952 г. В бой за выгодный заказ помимо фирмы Auto Union вступил концерн Borgward с моделью Goliath Type 31 и компания Porsche с моделью 597. Несмотря на то, что прототип Porsche превосходил конкурентов, вооружённые силы Германии выбрали проект DKW, который обходился на 60% дешевле. Первые варианты внедорожников DKW, базировавшиеся на агрегатах лёгких переднеприводных фургонов F89L Schnellaster, получили открытые кузова из стеклопластика и алюминия. Осенью 1955 г. новый DKW впервые показали на автосалоне во Франкфурте. После сравнительных испытаний весной 1956 г. к серийному производству был принят базовый а
DKW-91/4-1000 Munga (1958-68).
DKW-91/4-1000 Munga (1958-68).

DKW-Munga – лёгкий внедорожник, выпускавшийся компанией Auto-Union с 1956 по 1968 г. в Ингольштадте, Германия. Своим появлением машина обязана заказу оборонного ведомства на лёгкое транспортное средство для Бундесвера. Военным нужна была простая и в то же время технологичная машина высокой проходимости по минимальной, насколько это возможно, цене. Разработка машины началась в конце 1952 г. В бой за выгодный заказ помимо фирмы Auto Union вступил концерн Borgward с моделью Goliath Type 31 и компания Porsche с моделью 597. Несмотря на то, что прототип Porsche превосходил конкурентов, вооружённые силы Германии выбрали проект DKW, который обходился на 60% дешевле. Первые варианты внедорожников DKW, базировавшиеся на агрегатах лёгких переднеприводных фургонов F89L Schnellaster, получили открытые кузова из стеклопластика и алюминия. Осенью 1955 г. новый DKW впервые показали на автосалоне во Франкфурте.

Borgward-Goliath Type 31 (1953), Porsche-597 Jagdwagen (1954).
Borgward-Goliath Type 31 (1953), Porsche-597 Jagdwagen (1954).

После сравнительных испытаний весной 1956 г. к серийному производству был принят базовый автомобиль DKW-F91/4-900 со стальным кузовом, а в конце 1956 г. машины стали поступать в войска. Двухтактный 3-цилиндровый мотор объемом 896 см3 и мощностью 38 л.с. при 4200 об/мин установили на мощную раму из замкнутых профилей. Радиатор термосифонной системы охлаждения (без насоса) перенесли вперед, установив его перед мотором, а не за ним, как было на серийных легковых моделях. К 4-ступенчатой МКП добавили 2-ступенчатую раздатку с блокируемым межосевым дифференциалом, машина обрела дополнительный задний привод. Первые автомобили даже имели отключаемые задние колеса, но от усложненной схемы вскоре отказались. Все это хозяйство накрыли максимально простым 4-местным кузовом с брезентовым верхом и такими же боковинами вместо дверей. Все элементы кузова были плоскими, что значительно упрощало их производство и снижало стоимость изготовления. Подвеска всех колес была независимой на поперечных рессорах. Полноприводный автомобиль имел собственную массу 1085 кг и был рассчитан на перевозку 365 кг. Максимальная скорость составила всего 90 км/ч, зато параметры геометрической проходимости получились завидные: угол въезда - 45 градусов, съезда - 41 градус, а рампы - 26 градусов. Машина с дорожным просветом 250 мм преодолевала брод глубиной 0,5 м.

-3

Помимо армии, полиции и пожарных DKW-F91/4 заинтересовались и частники, которым машины стали предлагать в 1957 г. В провинции немудрёный, но полноприводный малыш был очень полезен в хозяйстве. В 1957 г. мощность подняли до 40 л.с., а момент до 75 Нм против прежних 72,5. Армейские версии автомобилей комплектовались 24-вольтным электрооборудованием, в отличие от гражданских вариантов, которые имели только 12-вольтное электрооборудование. В 1958 г. объем двигателя увеличили до 980 см3. Мощность возросла до 44 л.с. при 4500 об/мин, а момент - до 80 Нм при 3300 об/мин. Машина уже могла разогнаться до 98 км/ч. Но ещё важнее было то, что автомобиль мог длительное время ползти на скорости 3 км/ч. С таким мотором внедорожник получил новое обозначение – DKW-F91/4-1000. На его базе был сконструирован и построен 6-местный вариант автомобиля DKW-F91/6 с полезной нагрузкой 570 кг. В задней части 6-местного джипа были закреплены два продольных сиденья, на которых могли разместиться 4 человека. В 1962 г. была представлена 8-местная модификация Munga, она получила индекс DKW-F91/8. Этот вариант был на 150 мм длиннее, а полезная нагрузка возросла до 690 кг.

DKW-F91/6 Munga (1958-68), DKW-F91/8 Feurewehr (1962-68).
DKW-F91/6 Munga (1958-68), DKW-F91/8 Feurewehr (1962-68).

Именно с этой модификации серия получила название Munga, которое является аббревиатурой из словосочетания Mehrzweck Universal Gelandewagen mit Allradantrieb, которое можно перевести как «многоцелевой универсальный внедорожник с полным приводом». В зависимости от модификации машины Munga имели полную массу от 1,6 до 1,9 т и могли транспортировать прицепы и орудия массой до 750 кг. Они использовались практически повсюду: штабная служба, разведка, транспортировка раненых. На них устанавливали радиооборудование, пушки, пулемёты и противотанковые орудия. Простенькая с виду машинка участвовала в рекламных пробегах от мыса Нордкап в Норвегии до Африки, по которой спортивная журналистка и гонщица Ильзе Туре в 1959 г. проехала 17.000 км от Танжера до Кейптауна через Сахару, Нигерию, Бельгийское Конго, Родезию и Южную Африку. В мае 1965 г. Munga попала на страницы множества газет и журналов и в кинохронику. Весь мир увидел, как во время государственного визита в Западный Берлин монаршей четы Великобритании - королевы Елизаветы II и принца Филиппа - парад немецких войск был проинспектирован на модифицированном внедорожнике DKW-F91/6 Munga.

DKW-F91/8 Munga (1962-68), DKW-F91/6 Munga (1965).
DKW-F91/8 Munga (1962-68), DKW-F91/6 Munga (1965).

В 1965 г. завод в Ингольштадте вместе с торговыми марками Auto Union и DKW переходит в собственность концерна Volkswagen, у которого были свои виды на армейский автомобиль. Ко второй половине 1960-х DKW-Munga действительно заметно устарел. Правда, и сменивший его Volkswagen-181 был довольно близок к модели KDF-82 ещё военного времени, но решение концерна поддержало командование бундесвера. Всего до 1968 г. построили 46.750 экз. DKW-Munga в трёх вариантах, из них около 31.000 получил бундесвер, а ещё около 2.100 автомобилей были поставлены в голландскую армию. Автомобили также производились на бразильском филиале DKW-Vemag с 1958 по 1963 гг., где было выпущено 7.848 экз. под названием DKW-Candango. Бразильские модификации были представлены как в версиях 4х4, так и 4х2. По сравнению с современными внедорожниками Munga выглядит по-детски наивно, но уважение поклонников во всём мире к простенькой машинке вполне заслужено. И дело не только в возрасте и харизме, возникшей по принципу «прост, честен, твёрд». Машина действительно честно и стойко отслужила целое десятилетие и даже приобщилась к большой политике.

DKW-F91/4 Holland Army (1956-68), DKW-Vemag-Candango (1958-63).
DKW-F91/4 Holland Army (1956-68), DKW-Vemag-Candango (1958-63).

Масштабная модель данного автомобиля выпущена фирмой Starline models. Миниатюра выглядит замечательно, мне очень нравится. К достоинствам можно отнести: хорошее качество покраски и расшивки кузова; чёткие надпись и эмблема; фары с насечками и задние фонари из прозрачного цветного пластика; боковые и салонное зеркала с отражателями; замки капота, "дворники", канистра с держателем, выхлопная труба и лобовое стекло с зеркалами, корпусами моторчиков "дворников" и солнцезащитным козырьком отдельными деталями; имитацию ячеек радиатора и резиновые покрышки с протектором. Салон выполнен очень хорошо: в нём окрашены сиденья, тент, солнцезащитный козырёк, набалдашник рычага МКП и педали, а на "торпеде" присутствуют приборы и поручень. Донышко также выполнено на довольно приличном уровне, а то, что оно отлито из металла придаёт миниатюре солидности в виде веса. Кроме этого упакована модель в бокс (подиум + колпак) и картонную коробку, что в бюджетном ценовом диапазоне встречается редко. Из недочётов могу выделить только нарисованные передние поворотники и просвечивающуюся на солнце рамку ветрового стекла.

Замеры штангенциркулем в сравнении с размерами реального автомобиля дали следующие результаты по масштабу: длина-1:42,8; ширина-1:42,6; высота-1:43,7; база-1:43,4. Довольно ощутимый разброс по всем параметрам, что нехарактерно для данного производителя. Хотя миниатюра смотрится гармонично и пропорционально.

DKW. Часть I

#масштабные модели автомобилей #коллекционирование #немецкие автомобили #история автомобилей #audi