Найти в Дзене

Проектные задачи – путь к самостоятельному выполнению проектов

Оглавление

«Папа решает, а Вася сдает»

Виктор Драгунский «Где это видано, где это слыхано...»

Знакомая история. В 1 классе задали проект «Знаки общения». Папа, как бывший моряк, рисует человечков с флажками, изображая семафорную азбуку. Мама вяжет узелки, изучая азбуку индейцев «Кипу». Потом всей семьей объясняют ребенку, как представлять проект.

Зачем в начальной школе ввели проекты?

Задача школы – научить ребенка добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и т.д. Этого требуют современные федеральные стандарты. Учителя в начальной школе решают проблему через организацию проектной деятельности, так как она является наилучшим способом для решения этих задач.

Считается, что в 1-2 классах дети выполняют проект вместе с родителями. На самом деле родители выполняют проект вместо детей.

Почему родители делают проекты сами?

В нашем примере ребенок еще не может искать информацию, не умеет рисовать, не способен проанализировать правила вязания узелков в языке «кипу». Нарисовать несколько человечков с флажками, чтобы получилось слово, ему еще трудно. Он не может выполнить проект теми способами, которые навязали родители. Папа мог бы научить ребенка показывать слово флажками, без рисунков. Но родители не обладают достаточными педагогическими навыками, чтобы из десятков возможных способов выполнения проектов, выбрать те, которые дети способны сделать самостоятельно. Для родителей хитросплетения систем обучения, методик, дидактики – это темный лес. Не способные направить, подсказать и научить ребенка, они выполняют проект вместо него. Так проще.

Трудность реализации проектного обучения в начальной школе заключается в том, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Проекты вырабатывают зависимость ребенка от родителей при выполнении заданий. Часто эта зависимость сохраняется до 11 класса.

В развивающей системе обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова найдено решение этой проблемы. В 2010 г. коллективом авторов под руководством А.Б. Воронцова разработана проектная задача (ПЗ), как прообраз проектной деятельности. Метод оказался эффективным и получает все большее распространение.

Что собой представляет проектная задача?

Это задача, стимулирующая детей самостоятельно выполнять то, что они еще не делали. Она обеспечивается всем необходимым для решения. Задача формулируется так, чтобы подтолкнуть детей к правильным решениям. Поиск нового осуществляется в самой удобной для детей форме – форме групповой работы.

Для выполнения ПЗ класс делится на группы, и дети совместно выполняют задачу. Как сказал Л.С. Выготский «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

ПЗ выполняется в школе с учителем и не является домашним заданием. По структуре ПЗ – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». На рис. 1 представлен результат решения проектной задачи в малых группах учеников 1 классов.

Рис. 1. Пример решения проектных задач в 1 классе: ПЗ «Сказочный город»
Рис. 1. Пример решения проектных задач в 1 классе: ПЗ «Сказочный город»

Чем же отличается проект от проектной задачи?

В проекте не задается порядок действий, ученик должен сам определить средства, способы решения, материалы, с помощью которых достигается результат.

В ПЗ набор заданий определяет возможные стратегии решения. При этом предлагаются необходимые средства, способы решения, материалы, данные для выполнения этих заданий.

ПЗ – это системный подход к развитию поисково-исследовательских и рефлексивных действий обучающихся и формирование способности выйти за пределы собственной компетентности.

Развитие исследовательских и рефлексивных действий буквально «встроено» в развивающую систему Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Учитель, как профессионал, создает специальные условия в учебной работе для развития рефлексивных способностей учащихся.

Сегодня в системе развивающего обучения существует множество сборников, как в печатном, так и электронном видах с разработанными ПЗ и методическими рекомендациями по их использованию. Последние из созданных пособий – это рабочие тетради «Учимся решать проектные задачи» (авторы В.В. Улитко, О.В. Федоскина), обложки которых представлены на рис. 2.

Рис. 2. Рабочие тетради для 1 – 4 классов по решению проектных задач
Рис. 2. Рабочие тетради для 1 – 4 классов по решению проектных задач

Умения, развивающиеся у детей при решении проектной задачи:

• планировать ход решения задачи;

• действовать в нестандартных ситуациях;

• сотрудничать, адекватно распределять работу между членами группы;

• осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль;

• проявлять инициативу;

• выполнять информационный поиск;

• переносить известные детям способы действий (знаний и умений) в новую практическую ситуацию и др.

ПЗ имеют творческую составляющую (придумывать, фантазировать), поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения задачи.

Сегодня много учителей, работающих в системах развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, используют авторские ПЗ и разрабатывают подобные задания самостоятельно.

Вывод

Введение в образовательный процесс проектных задач – это один из самых эффективных и оптимальных ресурсов для развития нестандартного, креативного мышления младших школьников, умения учиться, умения выходить за пределы своей компетентности. Это, несомненно, приведет учащихся к успешному обучению на последующих этапах, в том числе, к самостоятельному выполнению проектов.