С 1721 года и до 1917 года наша страна была империей. Пётр Первый заложил амбиции будущего развития страны, а остальные императрицы и императоры эти амбиции выполняли. С 1762 года главной резиденцией наших монархов стал Зимний дворец. Я уже рассказывала про многие залы Зимнего, а сегодня хочу пригласить вас в имперское сердце дворца - в Георгиевский (Большой тронный) зал.
У русского императорского дома должен появиться Тронный зал, который покажет иностранцам всю мощь и богатство новоявленной империи. Разработкой проекта занялся Растрелли, но после смерти Елизаветы Петровны идеи великого зодчего и его барокко стали устаревшими. Однако, в 1764 году Екатерина Вторая должна была принять во дворце турецкое посольство, а место для аудиенции так и нет. На помощь пришёл создатель памятника "Медный всадник" Фельтен. Он взял детали, которыми были оформлены старый Зимний дворец Анны Иоанновны и деревянный Зимний дворец Елизаветы Петровны на Невском проспекте и создал Аудиенц-камеру (сейчас на этом месте Концертный зал).
Всё было бы хорошо, но в Малый Эрмитаж из Зимнего можно попасть только через личные покои императрицы и белый мрамор колонн не достаточно наряден для главного зала дворца. Решение предлагает Джакомо Кваренги.
который построил для Тронного зала отдельный корпус, примыкающий к восточному фасаду Зимнего дворца Растрелли. В оформлении был использован только натуральный мрамор белого, серого, розового и голубоватого оттенков, позолоченые детали и яркий живописный плафон. Вблизи трона в полукруглых нишах продольных стен стояли аллегорические статуи «Вера» и «Закон», символизирующие основы, на которых зиждется российская государственность. Расположенный за ним Аполлонов зал стал переходом в Картинную галерею, которая находилась в здании Малого Эрмитажа. Википедия
Кваренги создал и трон с вензелем Екатерины Великой, но когда на престол взошёл Павел Первый, то он сразу повелел Бренне переделать это. Чтобы показать преемственность и историю нашего государства, Павел поставил в зале серебряный трон (кресло) Анны Иоанновны (1731, мастер Николаус Клаузен). Как мы знаем, в 1837 году случился пожар и началась новая история зала, которую создавал Стасов.
После пожара в зал окончательно вернулся белый мрамор, по "скромной просьбе" Николая Первого: «Георгиевскую залу стараться делать ежели возможно всю из белого мрамора»
Представителю русского посольства в Риме П. И. Кривцову удалось убедить архитекторов использовать не просто каррарский мрамор, а заказать изготовление всех деталей у итальянских мастеров, которые, действительно, запросили за работу сумму меньшую, чем петербургские мраморщики.
Отделку зала завершили летом 1841 года. И уже в августе этого года: «около 12 часов ночи... услышан был необычный треск... продолжавшийся около двух минут».
случилась обрушение перекрытий зала, в результате чего только что выполненная отделка была испорчена, утрачены люстры и паркет. Железные балки вырвало из стены, поскольку они оказались недостаточно заглублены.
После новой реставрации зал стал ещё краше и монументальнее. Посмотрите, каким он стал в 1843 году, через 2 года после катастрофы.
Я очень люблю этот зал. Мне нравится в нём всё. В прошлом году у меня была возможность спокойно рассмотреть детали, т.к. туристов в Эрмитаже было не много. Какой же там красивый паркет. Я только не понимаю одного. Он исторический? Просто, я передвигаюсь в инвалидном кресле и с паркетом у нас трудные отношения. В Эрмитаже меня не заставляют пересаживаться в другое кресло или заклеивать колёса. Вот, мне и интересно почему?
Конечно, люстры в зале не менее впечатляющие!
Если внимательно приглядеться, то можно увидеть двуглавого орла.
Люстры сделаны по рисункам Владимира Андреевича Шрейбера. Я думала, что такие массивные люстры сделаны из папье-маше, как в Екатерининском корпусе в Петергофе, Но тут они выполнены из шпиатра (сплав металлов с большим содержанием цинка).
Если из этого зала пойти налево, то вы попадёте в Павильонный зал.
Направо - в залы личных покоев.
Все статьи про Петербург по тегу #hellengeo_петербург