Добрый день! В этой публикации я продолжаю рассказ о средневековом Китае и, в частности о памятниках искусства. После пагод и пещерных храмов пора перейти к главной достопримечательности.
Как я уже говорила в предыдущей истории, В XIV в. Китай снова приобрел самостоятельность, а в XV в. Пекин (Бэйцзин) стал постоянной столицей государства. В нем был построен Пурпурный Запретный город - Цзы Цзиньчэн - дворцовый комплекс императора, площадь которого более 17 кв.км. Другая трактовка китайских иероглифов, говорит, что “Цзы” отсылает нас к Полярной звезде - обители Нефритового императора, “цзинь” - указывает на то, что это место, где живет Нефритовый император, а “чэн” означает “город”. Таким образом, название ассоциирует земного правителя с небесным.
В современном Китае чаще используется термин “Гугун”, что означает - “Бывший дворец”. Он оставался главным дворцовым комплексом, в котором жили императоры и члены их семей со времени династии Мин в XV в. и до последнего императора династии Цин в начале XX в.
Строительство Цзы Цзиньчэн началось по приказу императора Юнлэ в 1406 г. и продолжалось 14 лет. Комплекс состоит из 980 зданий и является самой большой сохранившейся деревянной конструкцией в мире. Запретный город спроектирован как центр древнего Пекина. Его окружает Императорский город, вокруг того находится Внутренний город, а с южной стороны к последнему примыкает Внешний город.
Цзы Цзиньчэн представляет в плане прямоугольник 961 х 753 м. Он окружен стеной длиной 3400 м, высотой 7,9 м и рвом глубиной 6 м. С каждой стороны есть ворота. Главные из них - южные - Меридианные или Полуденные. Через них с юга от Ворот Китая, которые ранее находились примерно в центре площади Тяньаньмэнь, на север через холм Цзиншань идет Императорская дорога, предназначенная только для правителя. Исключение делалось для императрицы в день бракосочетания и для чиновников, успешно сдавших Императорские экзамены.
Площадь Тяньаньмэнь - площадь Небесного Спокойствия названа в честь ворот Тяньаньмэнь, которые являются главным входом не в Запретный, а в Императорский город.
По четырем углам расположены башни. Они были самыми заметными элементами комплекса для обычных людей, т.к. город действительно был запретным. Попасть туда могли лишь те, кто получил высочайшее императорское соизволение.
Комплекс разделен на две части: Внешний дворец - для церемоний и Внутренний - для жизни и повседневных дел.
Пройдя южные Полуденные ворота, можно увидеть Врата Верховной Гармонии. Однако, чтобы до них добраться, нужно пересечь площадь с Внутренней Рекой Золотой воды, которая достаточно извилиста, но через нее перекинуто пять мостов.
Как не удивительно, за Воротами Верховной Гармонии находится Зал Верховной Гармонии - Тайхэдянь, а еще Зал Полной Гармонии и Зал Сохранения Гармонии, расположившиеся на большой площади. Зал Верховной Гармонии - главное здание всего комплекса, в котором проводились важнейшие церемонии. Кроме того, это самое большое строение в Запретном городе и крупнейшее из сохранившихся деревянных сооружений в Китае.
Теперь переходим из Внешнего дворца во Внутренний. Здесь наше внимание привлекают три здания. Первое - Дворец Небесной Чистоты - Цяньцингун - его занимал император. Он воплощал мужское начало ян и Небо. Второе - Дворец Земного Спокойствия - Куньнингун - он предназначался императрице - символизирующей женское начало инь и Землю. А между ними - Зал Объединения и Мира - Цзяотайдянь, где ян и инь соединялись для порождения… гармонии. Так было изначально, но со временем и император переехал в другое здание, и императрица больше не жила во дворце.
Последний император династии Мин - Чун Чжэнь во время крестьянского восстания 1644 г. пытался бежать из Запретного города, но недалеко. При создания Цзы Цзиньчэн, на север вывозили землю, вынутую для сооружения рва. Из нее был создан искусственный холм Цзиншань, что значит "взгляд с горы", высотой 45,7 м. Вот на нем император и повесился, понимая тщетность своих попыток спасения. Восстание в итоге было подавлено, но на троне оказалась уже новая династия Цин.
Они заменили старые названия, где акцент делался на “превосходство” и “исключительность”, на новые, такие как “мир” и “гармония”. Этими наименованиями мы продолжаем пользоваться и сейчас.
В следующей публикации расскажу о главном храме Пекина и о ламаистском храме в том же городе.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Цикл по культуре древнего Китая начинается здесь.
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала