Найти тему
heystmeri

«Феномен Уилки Коллинза», или Как дочитать книгу, если она тебе… нравится

На протяжении последних нескольких дней я думала, как подступиться-таки к ведению своего канала, и в конечном счёте выбор пал на первое прочитанное этого года. Правда, каюсь, сразу пришлось жульничать – из двух книг, о которых я хотела бы сегодня поговорить, одна закончена мною ещё в две тысячи семнадцатом, другая – не закончена вовсе, но сейчас вы поймёте, почему всё так загадочно.

Я беззаветно влюблена в английскую классическую литературу как отдельный жанр и готова, наверное, прочитать всё что угодно о небольших деревушках Хэмпшира и шумных улицах Лондона, о богатых семьях в поисках выгодной партии для любимой дочурки и служанках, сиротах, чей путь совсем не так лёгок. Меня привлекали и привлекают балы, пышные платья, светская жизнь или «закулисье» поместий, конфликты поколений, семейные тайны, коварные заговоры или тихие признания в любви в глубине цветущего сада… Перечисление смело можно и продолжать, но вы, я думаю, уловили суть.

В попытках поймать атмосферу прошлых веков я читала Шарлотту и Эмили Бронте (хотя, спойлер, «Грозовой перевал» – пока единственный такого рода роман, который не понравился мне от слова совсем. Правда, читала давно, при обстоятельствах, не сильно к тому располагающих, и подумываю дать этой книге второй шанс. Как считаете?), Дафну Дюморье, Джейн Остен (и именно так я предпочитаю употреблять её фамилию), Даниэля Дефо (здесь уже более ради английского духа приключений) и, конечно, упомянутого в названии статьи Уилки Коллинза.

В уже также упомянутом две тысячи семнадцатом (добрых пять лет назад, боже мой!) я прочитала «Лунный камень» и осталась под таким впечатлением, что даже написала на него рецензию. Если память мне ни с кем не изменяет, то была первая рецензия, вышедшая из-под «моего пера», что уже, в общем-то, многое говорит о книге.

Я очень благодарна самой себе за бесконечную любовь не только к английским романам, но и к статистике, подведению итогов и «собирательству» с всевозможных источников всего, что я когда-либо писала; именно благодаря этому тот книжный отзыв остался в памяти Интернета в первозданном виде. «Лунный камень» я читала единожды, и с того раза моё мнение о нём совсем не изменилось (разве что, конечно, эмоции утихли, а конкретные детали сюжета уже ускользнули). Посему считаю вполне уместным привести в нынешней статье то, что я думала об этом романе пять лет назад.

Написала я этот отзыв 9 мая 2017 года (когда все писали посты на военную тематику, я обозревала книги. Всё в порядке, да), и с тех пор кое-что, конечно, изменилось. Например, я перестала считать библиотеку убогой и сейчас искренне не понимаю, почему так считала, а также более не согласна с тем, что там очень мало зарубежной классики. Однако в общем и целом моё впечатление осталось прежним, так что рецензию вполне можно считать актуальной и менять в ней что-то, как по мне, незачем. Надеюсь, вам понравится!
УИЛКИ КОЛЛИНЗ И ЕГО «ЛУННЫЙ КАМЕНЬ». РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ
Буквально вчера я закончила читать «Лунный камень» Уилки Коллинза, так что хочу немного рассказать об этой книге.
Я уже давно слышала о вышеуказанном авторе и двух его самых известных романах; таковыми являются «Женщина в белом» и тот, о котором пойдёт речь сегодня (других книг у мистера Коллинза я, к сожалению, даже не знаю). Я была очень рада обнаружить в довольно-таки убогой библиотеке своего города сие произведение зарубежной классики, которой у нас катастрофически мало, поэтому, конечно же, взялась его читать.
У меня есть такие книги, которые попадают в список любимых ещё до того, как я дочитаю их. «Лунный камень» оказалась как раз такой – уже с самых первых страниц, если не строк, меня покорил слог Уилки Коллинза с его длинными сложными предложениями, которые воспринимаются удивительно легко, и достаточно подробными описаниями, что я очень люблю в книгах. Я уже заранее знала, что произведение мне понравится, и оно действительно не подводило меня, но… Не прочитав и ста страниц (а роман, надо сказать, достаточно объёмный), я вдруг бросила эту книгу и переключилась на другую. Не могу сказать, почему так произошло, ведь «Лунный камень» уже успел покорить меня, но факт остаётся фактом – это случилось.
Только не смейтесь, но так было ещё целых три раза.
Тем не менее, даже будучи убеждена, что эта книга проклята и дочитать её мне не суждено, я взяла её в четвёртый раз и теперь уже добралась до конца (правда, библиотечную книгу пришлось быстро вернуть, потому что завершить её я не успела даже после продления срока сдачи. Добрую половину истории мистера Коллинза я дочитывала в электронном виде).
Признаюсь честно, роман нисколько не подвёл оказанного ему доверия и действительно остался в списке моих любимых, только на этот раз заслужено. Слог, повторюсь, у этого автора просто превосходен, а в купе с захватывающим сюжетом и лично мною горячо любимым девятнадцатым веком получилась просто взрывная история. Чтобы дальнейший текст был понятен тем, кто книгу ещё не читал, привожу аннотацию, не содержащую спойлеров:
«Пропажа вывезенного полвека назад из Индии бесценного жёлтого алмаза лишила покоя семью Вериндер. Несколько сыщиков взялось за расследование загадочного происшествия, но всё тщетно. Алмаз так и не найден. Может быть, всё дело в проклятии, которое, согласно легенде, бог Вишну наложил на того дерзновенного, кто осмелится завладеть камнем, и всех его потомков».
Такое описание, на мой взгляд, немного странное, зато из него не понятно практически ничего, кроме основной мысли повествования. Итак, перейдём непосредственно к книге.
Начну, пожалуй, с самой структуры романа. Лично я очень люблю, когда рассказ ведётся от лица сразу несколько героев, а в этой книге именно так. Почти каждый главный персонаж «Лунного камня» так или иначе принимает участие в изложении этой истории (говоря точнее – ведёт дневник), а не только является её действующим лицом. По-моему, такой способ изложения очень интересен и, на мой взгляд, встречается в литературе довольно редко.
Раз уж речь зашла о героях, стоит далее остановиться на них. Уилки Коллинзу делает честь то, что он справился с достаточно большим количеством главных персонажей, и они не вышли «картонными» или одинаковыми – напротив, каждый из них очень легко возникал в воображении образом реального человека. Единственный небольшой минус, который я здесь отметила, – два героя показались мне абсолютно одинаковыми, я так и не смогла найти существенной разницы в их характерах (для тех, кто читал, – я говорю о мистере Бреффе и мистере Беттередже), но впечатления это нисколько не испортило.
Конечно, таких героев, как в этой книге, сейчас уже можно найти во многих произведениях, ведь литература является, по сути дела, переписыванием. Однако в «Лунном камне» мне удалось отыскать персонажа, похожего на которого я ранее не встречала, и это приятно удивило (и снова для тех, кто читал – Фрэнклин уникален, чёрт возьми). Некоторые же персонажи заставляли меня прерывать чтение и смотреть в сторону с мыслью: «Ну и что ты вытворяешь?!» – но число таких моментов ничтожно мало, так что я не считаю нужным упоминать их. Весьма вероятно, что я не поняла этих поступков в силу своего возраста, и я это не отрицаю. За реалистичных героев с натуральными человеческими характерами, эмоциями и мыслями Уилки Коллинз заслуживает отдельный плюс.
Сюжет романа переносит читателей в Англию девятнадцатого века и рассказывает о едва ли не сверхъестественном исчезновении драгоценного алмаза – Лунного камня – прямо из дома его новой владелицы. Все дальнейшие события, хоть и очень окольными путями, ведут к расследованию этого преступления и изобличении похитителя. Говорю откровенно – не стройте догадки, верными они не будут. Можно построить тысячу версий, но Уилки Коллинз не зря считается одним из «королей детектива». Ему удалось опровергнуть абсолютно, не сомневаюсь, все предположения относительно виновного в преступлении и выкрутиться из собственного замысла просто невероятным образом. Шутка в том, что личность вора узнается практически в самом конце, так что книга будет держать в напряжении всё время чтения.
Когда я вспоминаю о сюжете, мне почему-то приходит на ум книга Джона Харвуда под названием «Тайна замка Роксфорд-Холл», и те, кто читал оба романа, сейчас наверняка удивлены этим сопоставлением. Тем не менее, эксперимент с опиумом в «Лунном камне» напомнил мне опыт с доспехами в творении мистера Харвуда, и это первый случай в моей «книжной практике», когда одна книга вызвала у меня ассоциации с другой, пусть и только под конец. Не знаю точно, хорошо это или не очень, но я большая поклонница творчества Джона, поэтому была приятно удивлена схожестью этих моментов.
Впрочем, схожести с кем-либо на этом заканчиваются. Уилки Коллинз смог настолько закрутить сюжет, превратил обычную (как казалось) кражу в запутанную историю с семейными тайнами, двуличными обманами, заговорами, убийствами и, конечно же, прекрасной, чистой любовью, так что книга стала омутом, в который я нырнула с головой и уже не смогла оторваться до самого конца. Возможно, дело в том, что я прочитала не так уж и много детективов, но я никогда не встречала ничего подобного (имея в виду идею произведения).
Ещё одно моё сравнение Уилки Коллинза с Джоном Харвудом – оба этих писателях пишут такие книги, от которых остаётся невероятное «книжное похмелье»; все догадки относительно сюжета оказываются неверными, и, когда дело доходит до развязки, реальность взрывается и разбивается на миллионы осколков, а читателю только остаётся сидеть и думать: «Как такое мог придумать обычный человек?» Говорю честно, такой развязки я не ожидала, а потому ещё несколько минут с глупым видом смотрела в экран телефона, с которого читала, будучи не в силах читать дальше. Концовка вывела меня из ступора, но тем, что довела до слёз. Не для всех героев история кончилась благополучно, и это заставило меня в очередной раз расплакаться над книгой.
Подводя итоги, могу сказать наверняка: читать «Лунный камень» стоит! Неспроста эта книга оказалась в числе классических произведений. За глубоких персонажей, взрывной сюжет и прекрасный слог Уилки Коллинз и его роман получают от меня пять из пяти.


Надеюсь, вы позабавились моей впечатлительностью не меньше, чем я сама, когда перечитывала отзыв :)

Так вот, действительно, «Лунный камень» нравился мне по ходу чтения, нравится даже спустя несколько лет, поскольку оставил самые что ни есть приятные эмоции и явился тогда чем-то кардинально новым, но предварительно был бессовестно заброшен несколько раз. Почему? Отличный вопрос!

В начале сего гениального обзора я упоминала «Женщину в белом» – роман, от которого в тот момент я знала только название; теперь же он появляется в первом прочитанном. Почти. Но обо всём по порядку.

Мою самую близкую подругу зовут Оля, и тот факт, что мы никогда не виделись (о, вы ещё услышите от меня о дружбе в Интернете!), мы стараемся периодически компенсировать общими проектами. Совместные чтения, конечно, едва ли можно назвать проектом, но и такое мы практикуем; «Женщина в белом» стала первой книгой, которую мы условились читать синхронно, по главе в день. И как только мы начали (к сожалению, не вспомню, был это май или июнь двадцать первого), я поняла – роман войдёт в лучшие книги года. Не уточнила, правда, какого года, потому что не дочитала его… до сих пор.

Мой экземпляр :)
Мой экземпляр :)

Но я очень близка к финалу! Всего сто шестьдесят страниц отделяют меня от завершения эпопеи длиною в восемь-девять месяцев, и соль в том, что я до глубины души полюбила эту историю. Мне нравится всё, от первого до последнего слова (впечатления Оли, надо сказать, не столь радужные; да, она-то, как нормальный человек, книгу давным-давно прочла), но, как вы уже поняли, «Женщину в белом» постигла участь не лучше участи «Лунного камня».

Так что же это? Проклятие автора? Уилки Коллинз, почему я так восхищаюсь вашим слогом и месяцами читаю ваши книги? Причём ведь не много, а одну!..

Прошу, расскажите в комментариях: было ли у вас когда-нибудь нечто подобное (или это мне пора заниматься лечением своей головы)? Если было, то с какими книгами, какими авторами? Вдруг найдётся ещё хоть один столь непредсказуемый поклонник Коллинза :)

А я ещё непременно вернусь к «Женщине в белом» и её полному разбору в статье, когда мы с Олей дочитаем другую книгу, начатую совместно с первого января (о да, мы снова ввязались в это!). Спойлер: это относительно похожий классический роман (не сюжетом, но настроением, темпом), но не английский.

Мне не хотелось говорить о прочитанном в духе «прочитала то-то, впечатления такие-то», поэтому «Женщина в белом» появится в сравнении с другой (пока потенциально) прочитанной книгой. Готовятся к обзору и ещё две пары: короткие повести, одну из которых буду советовать, а вторую – ругать, а также дуэт книг по писательскому мастерству и ведению блога, где, увы, ситуация аналогичная – что-то нравится, что-то нет. В общем, составляю мини-подборки на сравнение, чтобы прочитанное было интереснее. Дочитать бы ещё, конечно, это «прочитанное», чтобы рассказывать…

С любовью,
heystmeri

#прочитанное #обзор #книги