Ллойд Джордж.
Г-н Ллойд Джордж решительно выступил против тех, кто безрассудно требовал военных действий против СССР. Интересны следующие выдержки из письма, которое он отправил польскому послу 28 сентября 1939 года:
Общеизвестно, что польские крестьяне живут в большой бедности из-за функционирования худшей феодальной системы в Европе. Все эти годы эта аристократия практически находилась у власти. Своим влиянием на последние польские правительства они сорвали все обещания о уступках, которые время от времени давались крестьянам. Вот почему наступающие российские войска приветствуются крестьянами как избавители.
Немецкое вторжение направлено на аннексию провинций, где подавляющее большинство населения составляют поляки по происхождению, языку и традициям. С другой стороны, российские армии вторглись на территории, которые не являются польскими и которые были насильственно аннексированы Польшей после Великой войны, несмотря на ожесточенные протесты и вооруженное сопротивление жителей.Жители польской Украины принадлежат к той же расе и языку, что и их соседи в Украинской Республике Советского Союза.
Я счел делом первостепенной важности сразу обратить внимание на эти важные соображения, чтобы мы не ввязались опрометчиво в войну против России под впечатлением, что ее вмешательство идентично вмешательству Германии. Различие между этими двумя случаями все чаще признается британским и французским общественным мнением. В этих обстоятельствах было бы преступной глупостью отнести наступление русских к той же категории, что и наступление немцев, хотя это соответствовало бы замыслам герра Гитлера, чтобы мы это сделали. Я рад, что наше правительство не проявило никаких признаков этого, что обязывает нашу страну к такому отношению или предприятию.
Уинстон Черчилль.
Аналогичным образом, г-н Черчилль в ходе радиопередачи 1 октября 1939 года фактически приветствовал действия России в Польше. Он сказал:
Каково второе событие этого первого месяца? Это, конечно, утверждение могущества России. Россия проводит холодную политику, основанную на личных интересах. Мы могли бы пожелать, чтобы российские армии стояли на нынешней линии как друзья и союзники Польши, а не как захватчики. Но то, что российские армии должны были стоять на этой линии, было явно необходимо для безопасности России от нацистской угрозы. Во всяком случае, линия есть, и создан Восточный фронт, на который нацистская Германия не осмелится напасть.
Когда герра фон Риббентропа вызвали в Москву на прошлой неделе, он должен был осознать тот факт и принять тот факт, что нацистские замыслы в отношении стран Балтии и Украины должны быть остановлены.