Энди Уорхол проявил себя в искусстве в первую очередь, как создатель работ по шелкографии: нескончаемые ряды банок с супом Кэмпбелл, бутылки из-под кока-колы, размноженные портреты Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Мика Джаггера и других икон поп-культуры, отличающихся друг от друга только цветовой гаммой.
Уорхол сделал из искусства настоящий конвейер. Об этом мы поговорим в другой статье, посвященной живописи этого необычного человека. А пока стоит отметить, что Уорхол сумел почувствовать дух современности, но сознательно отстранился от какого-либо анализа и остановился на отпечатке реальности. Кино занимало в его жизни почти столько же места, сколько и живопись. Кинофильмы Уорхола с точки зрения эстетики были по другую сторону от общепринятых голливудских стандартов и добились успеха только в узких кругах. В период между 1963 и 1968 годами, Уорхол снял ни одну сотню кинолент, в большинстве которых даже нет никакого сюжета.
Поцелуй (1963 г.)
Так и часовой фильм «Поцелуй» 1963 г. является, по сути, картиной, смонтированной из последовательных немых сцен, длительностью 3,5 минуты каждая. Все дело в том, что Уорхол снимал данную картину на 16-миллиметровый «Болекс». Звук он не записывал, а пленки хватало как раз на 3,5 минуты.
В каждой сцене двое героев просто целуются. Сам Уорхол никак не вмешивается в действие. Ему достаточно было подобрать актеров и установить камеру. Уорхола интересует не игра актеров или сюжет, а реальность, такая, какая она есть.
Сон (1964 г.)
В 1964 г. Уорхол продолжает авангардные эксперименты, пытаясь с помощью пленки изменить время. В фильме «Сон» он пытается смонтировать фильм, длительностью восемь часов из трехминутных кадров, снятых на «Болекс». В течение всего времени зритель наблюдает, как поэт Джон Джорно просто спит восемь часов. Процесс монтажа данного фильма был очень изнурителен. Уорхол пытался использовать повторяющиеся кадры, чтобы растянуть фильм на восемь часов. Но в итоге, конечная продолжительность фильма составила 5 часов 20 минут.
Эмпайр (1964 г.)
Следующий фильм Уорхола в том же направлении был снят в центре Манхеттена. В семь часов вечера 25 июля 1964 года на 44-м этаже здания Time-life были начаты семичасовые съемки верхней части Эмпайр-стейт-билдинг. Точное время съемок - 7 часов 15 минут. На верхних этажах здания к открытию торговой ярмарки в Нью-Йорке было установлено мощное освещение, которое радикально преобразило ночной образ города. В то время, когда проводились съемки уже было известно, что будут построены башни Всемирного торгового центра. По замыслу они должны были стать выше Эмпайр-стейт-билдинг и должны были забрать у него звание самого высокого здания в мире. Для Уорхола же Эймпайр был подобно уходящей звезде Голливуда.
«Эмпайр» был снят уже не на «Болекс». «Аурикон» был более продвинутый в технологическом плане и позволял снимать целых тридцать минут, вместо трех, на которые был способен «Болекс». Киноленту все таки удалось растянуть на восемь часов. В кадре, кроме Эмпайр-стейт-билдинг больше ничего не появляется, даже не меняется освещение с наступлением ночи.
Винил (1965 г.)
Фильм «Винил» является первой, довольно свободной киноадаптацией романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин». Также уникальности добавляет тот факт, что для этого фильма Уорхол использовал сценарий.
Актерам было запрещено перед съемками учить реплики. Текст они слышали за кадром во время сцен, поэтому им все равно приходилось использовать импровизацию. По сюжету место действия - мрачное закрытое помещение, с орудиями пыток внутри. Глава уличной банды подросток Виктор, который игнорирует социальны нормы и проявляет явное неуважение к другим людям, совершает ряд преступлений. Но после ему приходится делать выбор: сесть в тюрьму или пройти экспериментальное лечение, направленное на изменение поведения таких преступников, как он. Виктор выбирает второй вариант, в результате чего, ему, привязанному к стулу, приходится смотреть видео со сценами насилия и описывать происходящее на экране. В э то время теплый воск от свечи стекает по его руке и через некоторое время Виктор сдается и отрекается от своего прошлого.
Девушки из Челси (1966 г.)
«Девушки из Челси» – фильм, состоящий из 12 получасовых коротких рассказов: восьми черно-белых и четырех – цветных. При показе использовался многоэкранный экран: две сцены можно было показывать одновременно. Механики могли сами выбирать последовательность сцен.
Уорхол снимал «Девушек из Челси» не только в знаменитом одноименном отеле, но также на квартире группы «The Velvet Underground» и дома у других посетителей его «Фабрики». Только два из двенадцати рассказов были написаны по сценарию, все остальные были полностью актерской импровизацией. Фильм показывает повседневные сцены из жизни типичных обитателей отеля. Суть картины состояла в том, что любые герои могли оказаться в отеле «Челси» в одно и то же время.
Фильм крутили в прокате целый год, в результате чего можно предположить, что андеграундное кино поднялось на достойное место в кинематографе того времени.