На первый взгляд может показаться, что вопрос надуман. Каждый человек может привести огромное число примеров, когда он лично сталкивался с внутренней речью, проговаривая про себя: решение задачи, список покупок или признание в любви. Но не всё так просто. До 30 годов прошлого века внутреннюю речь как отдельную сущность не изучали. Начиная с 19 века, ученые, изучающие мышление и речь разделились на два полярных, как это у ученых и бывает, лагеря. К первому, многочисленному, относились: античные философы, начиная с Платона, американские рефлексологи, создатель когнитивной психологии Ж. Пиаже. В их работах красной нитью проходило представление об единстве мышления и речи. То-есть, мысль – это «речь минус звук». В этом случае вводить отдельно понятие «внутренняя речь» не требовалось. Мысль она и есть мысль. Зачем ее еще как-то по-другому называть?
Ко второму лагерю относились отечественные рефлексологи, которые считали внутреннюю речь частью внешней. В.М. Бехтерев называл ее «Не выявленным в двигательной части рефлексом». И. М. Сеченов считал, что это «Оборванный рефлекс на двух третях своего пути». У представителей Вюрцбургской психологической школы мышления и воли, основанной О. Кюльпе, получила развитие идея о полной независимости мышления от речи. Внутреннюю речь рассматривали как форму «оптических, акустических или моторных представлений слов». То есть, относили к своеобразным процессам памяти.
Таким образом, термин «внутренняя речь» существовал, но означал совершенно разные понятия. Для лучшего понимания ситуации можно немного перефразировать знаменитую цитату из мультика «Внутренняя речь – очень хитрый предмет. Термин есть. Но ее самой нет».
Ситуация стала проясняться после выхода в свет книги Л. С. Выготского «Мышление и речь». Исследования, проводимые им, показали, что внешняя и внутренняя речь развиваются не просто в разных, а в противоположных направлениях. У ребенка развитие внешней стороны речи проходит от слова – к фразе, затем – к предложению. От части - к целому. Но, в начале речевого развития, 1 слово= 1 предложению. Пример: слово «пить» будет означать: «Мама, дай пить». И только постепенно ребенок мысль, целиком заложенную в одном слове, будет разделять на ряд связанных слов. От предложения – к слову. От целого – к частям.
Различаются внутренняя и внешняя речь и по строению, и по функциям, которые они выполняют.
Внешняя речь – это речь для других. Ее задача, как можно яснее выразить свою мысль для собеседника. Поэтому самое развернутое и сложное по строению предложение мы встретим в письменной речи, где собеседники разделены, возможно, незнакомы, нет общего понимания ситуации. В устной беседе, особенно с близким человеком, речь упрощается, возможен разговор из отдельных слов. Это происходит потому, что есть общее понимание ситуации. Выготский называл это «Общим подлежащим». Самая отрывочная, упрощенная по строению – внутренняя речь. Так как в этом случае понимание ситуации в наибольшей степени. В более поздних экспериментах А.Н. Соколова, Л.А. Новикова, Э. Джекобсена были выявлены микродвижения органов артикуляционного аппарата, сокращение гортани как при произнесении слов «быстрым и сокращенным образом» при использовании внутренней речи. В связи с этим, представление о внутренней речи лишь как о части внешней не нашло подтверждения.
Внутренняя речь оказывает огромное влияние на наше мышление. Можно ли отождествлять эти два понятия? Л.С. Выготский и его последователи считают, что нет. Основное различие состоит в том, что мысль – это цельная сущность. Она возникает сразу, одновременно являясь и началом себя и окончанием. Подходящая ассоциация для нее – точка. Когда мы хотим выразить мысль – мы подбираем слова для нее. То есть, разбиваем на отдельные слова. Иногда требуется для этого произнести целую речь. В этом случае, наиболее подходящая ассоциация – прямая, путь. И очень тернист этот путь. Поэтому, к сожалению, часто возникают ситуации, когда возникает огромная разница между тем, что мы сказали, и тем, что хотели сказать.
Рассмотрение внутренней речи как активного механизма артикуляторного повторения для запоминания информации не охватывает всех ее функций и может лишь быть одним из кусочков пазла ее понимания.
Так что же все - таки такое внутренняя речь? Что же постоянно сопровождает нас в повседневной жизни. И – самый главный вопрос- зачем она человеку нужна?
В настоящее время большинство исследователей считают внутреннюю речь сложнейшим процессом перекодировки мысли в развернутое речевое высказывание.» «Мысль не воплощается в слове, а совершается в слове». При поражении отделов мозга, ответственных за внутреннюю речь, человек понимает предложения, тексты; но сам может произносить только отдельные слова. Связывать самостоятельно их во фразы он не получается.
Исходя из понимания, что внутренняя речь – это разговор с самим собой, проясняются и другие ее задачи. Оценка и самоконтроль, мотивация, рефлексия. Это тот самый голос совести, укоряющий нас за тайное свидание с холодильником в 2 часа ночи. Это с ее помощью мы настраиваем себя на победы и достижения. Или «едим себя поедом» бессонными ночами. Пытаемся разобраться в себе и лучше понять других. Другими, и самыми простыми словами, внутренняя речь – это единственный способ общения человека с самым близким и главным для него существом – им самим.
Понравилась статья - ставьте лайк!
Подписывайтесь на канал: