ЗАТКНИСЬ И ВОЗЬМИ МОИ ДЕНЬГИ! — та фраза, которую хочет услышать любой фрилансер от заказчика. Но….
А сколько просить? А брать предоплату? А как правильно перейти к разговору про смету? А как? А когда? Аааааааааа!!!!!
*паникующий ор
КРАТКИЙ БЛИЦ:
- Проси комфортную для себя сумму.
- Говорить о смете надо после выяснения ВСЕХ деталей проекта (изучив ТЗ и задав вопросы по нему) и ДО НАЧАЛА РАБОТ (очевидное-невероятное).
- Работай только по договору (а получить крутой договор, который защитит тебя, как надежный контрацептив, можно тут: https://vk.com/dogovordd).
- Всегда бери частичную или полную предоплату.
Но это все ты и без меня знаешь, конечно… Иди дальше ленту листай, ибо сейчас будет длиннопост и многооооообукав для тех, кто хочет разобраться.
НЮАНСЫ ПРО ТО, СКОЛЬКО ДЕНЕГ ПРОСИТЬ ЗА РАБОТУ.
По которым как раз и возникают вопросы. Как у заказчиков, так и у фрилансеров
СКОЛЬКО ДЕНЕГ ПРОСИТЬ ЗА РАБОТУ?
Тут все просто как сатиновые трусы:
- Проси комфортную для себя сумму. Сумма денег должна быть такой, чтобы конкретно тебе было комфортно за неё работать.
Если ты продешевишь, то будешь делать работу плохо (даже не специально): «мол, а чего ты хочешь за такие смешные деньги то?» — это проверено на своём опыте.
Если возьмёшь слишком много, то будешь нервничать, да и у заказчика могут сложиться завышенные ожидания (вот тут мы перейдём ко второму пункту). - Ориентируйся на рынок. Посмотри на биржах фриланса, на сайтах студий, на авито, да хоть у Дяди-Вани спроси — сколько в среднем берут за ту работу, которую ты собираешься выполнять. Спроецируй на свой опыт и качество услуги и называй цену, с оглядкой на рынок.
- Рассчитай стоимость часа работы. Узнай, сколько стоит твоё время. Сделать это просто: берёшь среднемесячный доход и делишь на количество рабочих часов в месяц.
КАКИЕ ТИПЫ ОПЛАТЫ ВООБЩЕ ЕСТЬ?
Рассмотрим на примере дизайна сайта
1. Оплата по блокам/экранам.
Ты формируешь стоимость одного экрана сайта и считаешь стоимость проекта экранами. Это распространённая система удобная маркетологам и дизайнерам-нубам (сорян).
В чём плюсы:
+ маркетолог рисует прототип по экранам и ему достаточно просто прикинуть смету
+ дизайнеру просто прикинуть смету, потому что маркетологи делают прототипы по блокам.
заметь, тут не случайно повторяется слово «маркетолог»
В чём минусы:
– блоки бывают разной сложности. Бывают сложные, бывают очень простые.
«И КАКОГО ЧЕРТА Я БУДУ ПЛАТИТЬ 3К ЗА ДИЗАЙН ПАРЫ СТРОЧЕК ТЕКСТА????» — возмущается маркетолог.
«Действительно» — соглашается дизайнер и не считает это блок или же старается его «усложнить» кучей ненужной графики.
– Эта система не учитывает сопутствующие работы. Например ретушь и подготовку фото, отрисовку или подготовку иллюстраций. Да, стоимость этих работ можно включить в стоимость экрана. Но проекты разные: где то нужно готовить фото, где-то нет…
И справедливо ли заказчику переплачивать за ненужные ему работы? Или справедливо ли тебе выполнять дополнительные работы бесплатно?
– Из-за первого пункта, фрилансеру часто сложно аргументировать цену, а заказчику проще прожать тебя на скидку.
2. Оплата по часам.
Тут все просто — тебе платят за время твоей работы.
Например, если дизайн лендинга занимает у тебя 20 часов, то его стоимость будет равна стоимости 20 часов твоего рабочего времени.
В чём плюсы:
+ легко составить смету на абсолютно любые работы.
+ эта система учитывает все сопутствующие работы (потому что тебе платят не за конкретную работу, а за время, потраченное на её выполнение).
В чём минусы:
– «А как я узнаю что ты затратил именно столько времени на работу?» или «А как я узнаю что эта работа занимает именно столько времени?» Это типичный страх заказчика при работе по часам.
– Фрилансерам новичкам сложно рассчитать стоимость своего часа работы.
– Фрилансеру новичку сложно сходу рассчитать количество рабочего времени, которое займет проект.
А это нужно для прошения предоплаты.
Хотя, после тщательного изучения и обсуждения ТЗ это легко можно сделать. Просто большинству это делать лень.
3. Фиксированная оплата.
Её величество ФИКСА. Например, ты заранее определяешь, что дизайн лендинга у тебя стоит 40 000₽. И всегда берёшь именно эту сумму….
В чём плюсы:
+ Только 1 раз запариваешься при оценке работы, а потом всегда выставляешь фиксированный ценник.
«Мне нужен дизайн лендинга, бро» — говорит заказчик
«С тебя 40к, бро» — сразу говоришь ты.
Экономит кучу сил и времени на оценку проекта.
+ Заказчик сразу понимает сколько стоит твоя работа, что ОЧЕНЬ бережёт его нервы.
В чём минусы:
– А если проект нетиповой? Например очень маленький лендинг или очень большой?
Брать 40к за дизайн одноэкранного сайта это… эм… ну такое…
НА САМОМ ДЕЛЕ ТУТ ВСЕ ПРОСТО — в таких случаях ты рассчитываешь проект по часам. Ха-Ха-Ха — все так просто))) И справедливо.
А ЧТО ТЫ, ЮРА?
Я оценивал свою работу по экранам. Но минусы этой системы меня окончательно достали, поэтому я перешёл на ФИКСУ и оплату по ЧАСАМ и теперь кайфую.