Славик зашёл в комнату к отцу. Тот сидел перед книгой и плакал... Он сидел в кресле, на коленях лежала раскрытая толстая книга, смотрел куда-то внутрь себя, а по щекам его текли слёзы... Шестилетний мальчик подошел и ласково прислонился головой к руке отца, заглядывая ему в глаза.
Он только что победил сказочного дракона, помог маме помыть посуду, зашёл пообщаться с папой, а тот сидел и плакал...
-Ну что, сынок, поиграл? - спросил хоть что-нибудь отец, чтобы отвлечь его внимание и, отвернувшись, смахнуть слёзы.
Мальчик кивнул, потом потянулся шеей, чтоб заглянуть в книгу.
-Папочка, а что это за книга?
-Это Библия, сынок. Вот когда немножко подрастёшь - я её тебе почитаю.
-А почему ты плачешь? - спросил мальчик, с сочувствием заглядывая в глаза отца.
-Потому что тут написано про такого же маленького мальчика, как и ты: доброго, любящего своих родителей и послушного.
-А зачем же тогда плакать?- не понимал мальчик.
Отец грустно улыбнулся и погладил его по голове. Он не знал, как ему объяснить. Да и поймёт ли маленький?...
-Помнишь, мама, когда отводила тебя в храм, показывала тебе икону Христа, Сына Божия?
-Да, -уверенно утвердительно мотнул головой мальчик.
-Знаешь ли, что Христос за нас был распят?
-Да, - снова мотнул головой сынок, не до конца понимая значение этого слова.
-А как ты думаешь: почему Отец отдал своего Сына на распятие? Он Его не любил?
-Нет, -отрицательно мотнул головой ребёнок, по-взрослому насупив бровки и серьёзно глядя в глаза отцу, - любил.
-Так почему же Он отдал своего Единственного, Любящего и послушного воле Отца Сына на убиение? Как ты думаешь, не страдало ли Его сердце, видя, как мучают Его Сына, как умирает Он?...
Сынок задумчиво молчал, не отрывая от папы удивлённых широко раскрытых глаз. Он просто смотрел на папу, в его всё ещё покрасневшие от недавних слёз глаза, а отец с любовью глядел на него и продолжал гладить по маленькой головке с двумя завихристыми макушечками. Отец не знал, поймёт ли его мальчик, но он уже начал объяснять, и отшутиться не хотел. Раз сынишка спросил - он скажет.
-Знаешь, сыночек, - начал рассуждать отец, снова смотря куда-то вдаль перед собой, - вот мы всё говорим: Христос за нас распят. И говорим это как-то между прочим, походя, как само собой разумеющееся, не вдумываясь в эти слова, что они несут, и что за ними стоит.
А за ними стоит великая скорбь, великая боль, вольные жестокие страдания, мучение, унижение, избиение, смертельная скорбь Души перед смертью... Никто не вдумывается, чего это стоило Господу, быть распяту за нас, за наши грехи. Мы принимаем это, как должное, ведь Господь любит нас, как же Он мог по другому?... А мы любим Господа, сынок? - спросил вдруг отец удивлённо смотрящего на него шестилетнего ребёнка.
Мальчик молчал, всё так же удивлённо и внимательно взирая на отца. Он продолжал:
-В Библии написано: "Ибо так возлюбил Бог мир (то есть нас с тобой, людей), что отдал Сына своего Единородного..." То есть представляешь, как было жаль Господу, что не смогут люди после грехопадения быть с Ним, но будут вечно мучимы в аду... Как Господь переживал о людях, как полюбил их...
Но ведь и Сына своего Господь Бог любил... Как я тебя. Доброго, ласкового, кроткого и смиренного, с любовью послушного воле отца. Я тебя очень люблю... Как же можно отдать на мучения и смерть того, кто сильно любит тебя и кого ты сам очень любишь? Причём за тех, кто уже однажды, приняв сторону клеветника, стал относиться к тебе неблагодарно и враждебно, в душе думая о тебе только плохое?..
Так вот жил на земле, сынок, один праведник, Авраам, у которого тоже был маленький сын, такой же добрый, любящий, покорный воле родителей. И родители любили его, души в нём не чаяли, ведь он был таким хорошим и тоже сильно их любил. Он был у них единственным, как и Сын у Бога Отца. И вот сказал однажды Бог Отец праведному Аврааму через Ангела своего, видя, как тот любит своего единственного сына (как и Сам Господь любит Своего Сына) - принести его в жертву Богу...
Всё оборвалось в душе Авраама..., когда Ангел Господень принёс ему эти слова. И конечно, он мог бы этого не делать. Бог не заставлял. Он высказал Свою просьбу: принести сына в жертву, как приносили раньше люди в жертву молодых непорочных ягнят. И Авраам мог бы ослушаться Бога.
Но дело в том, что Авраам очень любил Бога. Вся его праведная душа чувствовала Святость и Красоту Создателя, Его доброту, любовь и заботу о чаде. Авраам очень любил Бога и был уверен, что Господь всегда прав. Он не сомневался в Творце ни на секунду. Не ставил под сомнение ни одно Его слово. Вот какими были любовь и доверие к Богу праведника.
И восскорбела душа Авраама!... Ведь он понял, что не может ослушаться Всеправедного Бога. И хоть он и не понимал, зачем Господу такая жертва, в качестве его сына, но из уважения к Творцу ослушаться он не хотел.
И повёл престарелый отец своего единственного, любимого сына, всю свою радость, надежду и утешение, на гору, где велел принести жертву Господь. И умирало на этом пути сердце Авраама... Он сам не понимал, что происходит, и скорбь его была великой. Но ослушаться Бога он не мог. Ведь он Его очень любил...
И в ту минуту, когда занёс обезумевший от горя отец нож над Исааком- в ту же секунду схватил его руку Ангел и произнёс: "Не убивай сына и не причиняй ему вреда. Я вижу теперь, что ты почитаешь Бога и послушен Ему. Я вижу, что ты готов ради Меня убить твоего сына, единственного сына".
И увидел Господь, что люди могут любить Его так же сильно, как и Он любит их. И если Авраам не пожалел ради Бога своего единственного возлюбленного сына, то и Бог не пожалеет Своего Сына для спасения людей... Сыночек, ты понимаешь, какая это любовь?...
Славочка спал, устав слушать папу и утомлённый заботами минувшего дня. Он скорчился на пледе и давно уже мирно посапывал...
Папа осторожно, чтобы не разбудить, взял его на руки вместе с тёплым и мягким пледом и отнёс в его комнату, на кроватку.