Найти тему
Культ Культуры

История цвета. Красный для церкви, Да Винчи и взятия Бастилии

"Влияние" цвета на человека, символика цвета - продукты культуры, которые родились не сейчас и не сразу стали такими, какими они являются в начале XXI века. Более того, смыслы и особенности влияния цвета не будут такими вечно. Почему? Человек - сложное, неизмеримое и метаморфичное существо, которое меняет мир и меняется само. То, что было понятным и принятым вчера - наверняка изменится завтра. Так, зеленый перестанет "успокаивать" и начнет сигнализировать о развитии или экологичности; пурпурный из цвета императоров превратился в знак королевского траура, затем в разбелке стал цветом старушек (вспомните бабушкины волосы), а потом символом анимешной магии и мультипликационных единорогов!

-2
-3

Цвета за всю историю много раз меняли значения и функции. И мы должны помнить о том, что их смыслы - игра, в которую играть нам столько, сколько существует свет и человечество.

Начали рассматривать историю цвета тут.

Черный. Красный.

А в сегодняшнем посте "смешались в кучу кони, люди" - рассмотим одним махом жизнь красного цвета за три эпохи европейской культуры: Средние века, Ренессанс и Новое время.

-4

Цветовидение Средневековья – результат развития культуры, объединяющий мифологическое и религиозное.

Чтобы понять специфику смыслов цвета Средневековья и Возрождения, необходимо вспомнить историко-культурный контекст и черты эпохи.

К средневековой системе ценностей мы относим:

- религиозность - вера лежала в основе всего;

- традиционализм - опора и следование традициям, принципам, порядкам (опять-таки, основанным на религии);

- историзм - особое отношение к ходу времени, ожидание второго пришествия Христа, конца света, восприятие истории как череды сакральных (мистических) событий;

- догматизм - опора на религиозные авторитеты и христианскую догматику (вы все еще не верите? тогда инквизиция идет к вам).

Черты Ренессанса:

- идеализация античности;

- урбанизация - рост городов, становление буржуазных отношений;

- антропоцентризм, индивидуализм, гуманизм - видение человека в центре мироздания, как лучшего из творений Бога, культ человеческих возможностей, вера в совершенствование человека;

- Реформация - идеологическое движение параллельное гуманизму; пересмотр догматики христианства под изменившиеся нужды буржуа.

В эти черты оказалось вписано понятие цвета, а также его смысловая реализация.

В период Средневековья красный, с одной стороны, еще считался языческим знаком жизненной силы, но уже выступал намеком на мир Господа - Град Божий.

Этому цвету приписывалось значение защищающего, потому люди с удо- вольствием носили амулеты, обереги и талисманы – ювелирные украшения с красными драгоценными камнями (рубины «несли» власть и могущество, сердолик – изворотливость и коварство, кораллы – защиту от зла; коралл также считался «христианским» амулетом из-за перекрестий ответвлений, его надевали на шею детям и на пояс матерям), красную одежду.

-5
-6
-7
Погремушка-прорезыватель для зубов из серебра и коралла.
Погремушка-прорезыватель для зубов из серебра и коралла.

В рыцарской геральдике красный означал стабильность, постоянство, мужество, силу и храбрость, очевидно, апеллируя к смыслам крови и боя.

-9

Краситель был по-прежнему дорог. Потому полностью красное платье могли себе позволить только знатные и богатые люди, а простой люд довольствовался аксессуарами – поясом, воротником, лентами, вышивкой и пр. Одежду красного цвета очень любили. Она обращала не только к прошлому культурному опыту (языческим смылам красного), но и к недавно возникшей христианской символике – одежда Иисуса была красной и Деву Марию тоже представляли в цвете мученичества.

-10

Кровь жертвы иудейской, кровь Богочеловека Иисуса Христа – важнейший смысл цвета в христианстве. Этот факт подтверждают множественные упоминания в Ветхом и Новом заветах Библии – спасение евреев от десятой казни состояло в помечании кровью косяков своих домов; причастие – важнейшее таинство конфессии – приобщение к телу и крови Христа.

-11
-12
Альбрехт Альтдорфер "Распятие Христа"
Альбрехт Альтдорфер "Распятие Христа"

Красный для христианина положителен, но это почти всегда цвет страдания, мученичества, неотвратимой тяжелой жертвы. Красный мафорий (покрывало, ниспадающее на плечи) на голове Пречистой символизирует страдания и указывает на ее назначение – Царица небесная. Нижние одежды иконописцы, как правило, писали голубым (знак небесной чистоты).

-14

Одеяния Христа меняются в разных иконописных сценах: синий гиматий (накидка) – символ Его Божественности, а темно-красный хитон – Его человеческой природы, цвет священной крови, пролитой во имя спасения людей.

-15

Детали иконописи тоже обращали к символике цвета: красная роза – знак Иисуса, красный гранат и гвоздика – Богородицы. О мученической гибели и страданиях свидетельствует и красный плащ святого Георгия, и ярко-алые одежды множества святых мучеников. Красными на иконах также изображались серафимы, само название которых буквально переводится с иврита как «огненные», «пламенеющие».

Богоматерь держит посох, украшенный цветами. Икона называется "Неувядаемая роза"
Богоматерь держит посох, украшенный цветами. Икона называется "Неувядаемая роза"
Еще один вариант "неувядаемой" иконы - "Благоуханный цвет" / "Неувядаемый цвет". Очевидна связь света и цвета, о которой говорят физики.
Еще один вариант "неувядаемой" иконы - "Благоуханный цвет" / "Неувядаемый цвет". Очевидна связь света и цвета, о которой говорят физики.
Иисус држит гвоздику. Бернардино Луини
Иисус држит гвоздику. Бернардино Луини

Европейская традиция выделять красным праздничные даты тоже взяла начало от церковного христианского календаря.

-19

Главный «красный» праздник – Пасха – Воскресение, время победы жизни над смертью, символ истины и любви бога к людям – пик применения красной атрибутики: во время церковной службы используются красные свечи, красные с золотом ризы; люди дарят друг другу красные (согласно канону) яйца.

-20
Наши для сравнения с европейской традицией
Наши для сравнения с европейской традицией

Но этот тревожный яркий цвет был не только на стороне высшего духа и света, а также сопровождал силы зла, адской бездны, образы греха и позора в качестве еще одного антипода (после черного) белого цвета – символа праведности и чистоты.

Негативные смыслы красного связывали с грехом и плотскими желаниями: великая блудница из библейского Откровения Иоанна Богослова «облечена в порфиру и багряницу, украшенную золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держит золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» (Откровение 17). Потому кварталы греха – публичных домов и падших женщин в Европе – стали оборудовать красными фонарями и так же называть.

-22
Иоахим Бейкелар "Бордель". XVIв. Не средние века, конечно. Но, думаю, связь эпох еще была.
Иоахим Бейкелар "Бордель". XVIв. Не средние века, конечно. Но, думаю, связь эпох еще была.
Современность
Современность

В средневековой алхимии, осуществляющей посредничество между культурными мирами, но не только между божественным и человеческим, а между культурами Востока и Запада, символика красного цвета, как и других, была позитивной.

Этот цвет в алхимии связан с Великим деланием – созданием философского камня. Что есть этот камень для алхимика? Главнейшая цель всех размышлений и трудов, покрытая царским красным.

-25

Алхимик Арнольд из Виллановы (XIII–XIV вв.) рассказывает: "Камень, достигший красного цвета и начинающий разрываться, надуваться и давать трещины, следует поставить на отражательную печь для пережигания, где он окончательно затвердевает. При помощи этого алхимического чуда можно преобразовывать металлы в золото, «лечить» металлы – исправлять их несовершенство".

-26

Мысли о преобразовании металлов благодаря философскому камню были высказаны Парацельсом: "Если воспользоваться физической краской для трансмутации, то сначала можно потерять по фунту на каждую тысячу растворенного золота; потом «лекарство» будет готово и способно заставить исчезнуть болезнь".

-27

В эпоху Ренессанса красный снова стал регальным – указывал на высокий социальный статус и величие. Так, в Англии его связали с Законом – в красном было предписано ходить судьям и министрам. В Италии он ушел в сферу экономики и медицины – врачи носили цвет как символику жизненных сил, а купцы – в знак богатства.

Леонардо Да Винчи Мадонна с младенцами
Леонардо Да Винчи Мадонна с младенцами
Тициан портрет неизвестной
Тициан портрет неизвестной
Лукас Кранах Старший. Женский портрет.
Лукас Кранах Старший. Женский портрет.

Позднее Возрождение – царство красного. Все появления монархов на публике были в «красной теме» (затем на смену придет белый). Красный был ведущим, но не единственным – знать любила использовать его в комбинациях с фиолетовым или синим. В литературе часто упоминается некое празднество, описанное историком Ла Маршем в колористических деталях: в «entremets» девушка появляется в шелковом фиолетовом платье верхом на иноходце, покрытом попоной из голубого шелка; лошадь ведут трое юношей в ярко красном шелку и в зеленых шелковых шапочках.

Людовик II Анжуйский
Людовик II Анжуйский
Филипп II Габсбург
Филипп II Габсбург

К Новому времени символика красного изменилась – религиозные смыслы стали сходить на нет, научные открытия (физики и химии) «обесценили» сакральное. Так, например, военная реформа Кромвеля (1645 г.) сделала красный цвет мундиров традиционным для солдат английской армии. Красный флаг в Британском военно- морском флоте существовал с XVII в. и означал «вызов на бой». После англичан к военным смыслам цвета обратились и другие европейские державы.

Пехота Кромвеля
Пехота Кромвеля
-34

Понятие цвета вновь стало предметом философских исследований. В немецкой философии Нового времени в особом ряду стоят работы Гегеля и Гете. Гегель, анализируя значения цветов, отмечал царственность и мужественность красного. Вольфганг Гете описывал красный как цвет наивысшей энергии, вызывающий ощущение «невыносимого насилия». Он полагал, что красный должен «понравиться энергичным, здоровым и грубым людям. Ему радуются дикие народы и дети».

В следующей истории о красной политике