"Влияние" цвета на человека, символика цвета - продукты культуры, которые родились не сейчас и не сразу стали такими, какими они являются в начале XXI века. Более того, смыслы и особенности влияния цвета не будут такими вечно. Почему? Человек - сложное, неизмеримое и метаморфичное существо, которое меняет мир и меняется само. То, что было понятным и принятым вчера - наверняка изменится завтра. Так, зеленый перестанет "успокаивать" и начнет сигнализировать о развитии или экологичности; пурпурный из цвета императоров превратился в знак королевского траура, затем в разбелке стал цветом старушек (вспомните бабушкины волосы), а потом символом анимешной магии и мультипликационных единорогов!
Цвета за всю историю много раз меняли значения и функции. И мы должны помнить о том, что их смыслы - игра, в которую играть нам столько, сколько существует свет и человечество.
Начали рассматривать историю цвета тут.
Черный. Красный.
А в сегодняшнем посте "смешались в кучу кони, люди" - рассмотим одним махом жизнь красного цвета за три эпохи европейской культуры: Средние века, Ренессанс и Новое время.
Цветовидение Средневековья – результат развития культуры, объединяющий мифологическое и религиозное.
Чтобы понять специфику смыслов цвета Средневековья и Возрождения, необходимо вспомнить историко-культурный контекст и черты эпохи.
К средневековой системе ценностей мы относим:
- религиозность - вера лежала в основе всего;
- традиционализм - опора и следование традициям, принципам, порядкам (опять-таки, основанным на религии);
- историзм - особое отношение к ходу времени, ожидание второго пришествия Христа, конца света, восприятие истории как череды сакральных (мистических) событий;
- догматизм - опора на религиозные авторитеты и христианскую догматику (вы все еще не верите? тогда инквизиция идет к вам).
Черты Ренессанса:
- идеализация античности;
- урбанизация - рост городов, становление буржуазных отношений;
- антропоцентризм, индивидуализм, гуманизм - видение человека в центре мироздания, как лучшего из творений Бога, культ человеческих возможностей, вера в совершенствование человека;
- Реформация - идеологическое движение параллельное гуманизму; пересмотр догматики христианства под изменившиеся нужды буржуа.
В эти черты оказалось вписано понятие цвета, а также его смысловая реализация.
В период Средневековья красный, с одной стороны, еще считался языческим знаком жизненной силы, но уже выступал намеком на мир Господа - Град Божий.
Этому цвету приписывалось значение защищающего, потому люди с удо- вольствием носили амулеты, обереги и талисманы – ювелирные украшения с красными драгоценными камнями (рубины «несли» власть и могущество, сердолик – изворотливость и коварство, кораллы – защиту от зла; коралл также считался «христианским» амулетом из-за перекрестий ответвлений, его надевали на шею детям и на пояс матерям), красную одежду.
В рыцарской геральдике красный означал стабильность, постоянство, мужество, силу и храбрость, очевидно, апеллируя к смыслам крови и боя.
Краситель был по-прежнему дорог. Потому полностью красное платье могли себе позволить только знатные и богатые люди, а простой люд довольствовался аксессуарами – поясом, воротником, лентами, вышивкой и пр. Одежду красного цвета очень любили. Она обращала не только к прошлому культурному опыту (языческим смылам красного), но и к недавно возникшей христианской символике – одежда Иисуса была красной и Деву Марию тоже представляли в цвете мученичества.
Кровь жертвы иудейской, кровь Богочеловека Иисуса Христа – важнейший смысл цвета в христианстве. Этот факт подтверждают множественные упоминания в Ветхом и Новом заветах Библии – спасение евреев от десятой казни состояло в помечании кровью косяков своих домов; причастие – важнейшее таинство конфессии – приобщение к телу и крови Христа.
Красный для христианина положителен, но это почти всегда цвет страдания, мученичества, неотвратимой тяжелой жертвы. Красный мафорий (покрывало, ниспадающее на плечи) на голове Пречистой символизирует страдания и указывает на ее назначение – Царица небесная. Нижние одежды иконописцы, как правило, писали голубым (знак небесной чистоты).
Одеяния Христа меняются в разных иконописных сценах: синий гиматий (накидка) – символ Его Божественности, а темно-красный хитон – Его человеческой природы, цвет священной крови, пролитой во имя спасения людей.
Детали иконописи тоже обращали к символике цвета: красная роза – знак Иисуса, красный гранат и гвоздика – Богородицы. О мученической гибели и страданиях свидетельствует и красный плащ святого Георгия, и ярко-алые одежды множества святых мучеников. Красными на иконах также изображались серафимы, само название которых буквально переводится с иврита как «огненные», «пламенеющие».
Европейская традиция выделять красным праздничные даты тоже взяла начало от церковного христианского календаря.
Главный «красный» праздник – Пасха – Воскресение, время победы жизни над смертью, символ истины и любви бога к людям – пик применения красной атрибутики: во время церковной службы используются красные свечи, красные с золотом ризы; люди дарят друг другу красные (согласно канону) яйца.
Но этот тревожный яркий цвет был не только на стороне высшего духа и света, а также сопровождал силы зла, адской бездны, образы греха и позора в качестве еще одного антипода (после черного) белого цвета – символа праведности и чистоты.
Негативные смыслы красного связывали с грехом и плотскими желаниями: великая блудница из библейского Откровения Иоанна Богослова «облечена в порфиру и багряницу, украшенную золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держит золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» (Откровение 17). Потому кварталы греха – публичных домов и падших женщин в Европе – стали оборудовать красными фонарями и так же называть.
В средневековой алхимии, осуществляющей посредничество между культурными мирами, но не только между божественным и человеческим, а между культурами Востока и Запада, символика красного цвета, как и других, была позитивной.
Этот цвет в алхимии связан с Великим деланием – созданием философского камня. Что есть этот камень для алхимика? Главнейшая цель всех размышлений и трудов, покрытая царским красным.
Алхимик Арнольд из Виллановы (XIII–XIV вв.) рассказывает: "Камень, достигший красного цвета и начинающий разрываться, надуваться и давать трещины, следует поставить на отражательную печь для пережигания, где он окончательно затвердевает. При помощи этого алхимического чуда можно преобразовывать металлы в золото, «лечить» металлы – исправлять их несовершенство".
Мысли о преобразовании металлов благодаря философскому камню были высказаны Парацельсом: "Если воспользоваться физической краской для трансмутации, то сначала можно потерять по фунту на каждую тысячу растворенного золота; потом «лекарство» будет готово и способно заставить исчезнуть болезнь".
В эпоху Ренессанса красный снова стал регальным – указывал на высокий социальный статус и величие. Так, в Англии его связали с Законом – в красном было предписано ходить судьям и министрам. В Италии он ушел в сферу экономики и медицины – врачи носили цвет как символику жизненных сил, а купцы – в знак богатства.
Позднее Возрождение – царство красного. Все появления монархов на публике были в «красной теме» (затем на смену придет белый). Красный был ведущим, но не единственным – знать любила использовать его в комбинациях с фиолетовым или синим. В литературе часто упоминается некое празднество, описанное историком Ла Маршем в колористических деталях: в «entremets» девушка появляется в шелковом фиолетовом платье верхом на иноходце, покрытом попоной из голубого шелка; лошадь ведут трое юношей в ярко красном шелку и в зеленых шелковых шапочках.
К Новому времени символика красного изменилась – религиозные смыслы стали сходить на нет, научные открытия (физики и химии) «обесценили» сакральное. Так, например, военная реформа Кромвеля (1645 г.) сделала красный цвет мундиров традиционным для солдат английской армии. Красный флаг в Британском военно- морском флоте существовал с XVII в. и означал «вызов на бой». После англичан к военным смыслам цвета обратились и другие европейские державы.
Понятие цвета вновь стало предметом философских исследований. В немецкой философии Нового времени в особом ряду стоят работы Гегеля и Гете. Гегель, анализируя значения цветов, отмечал царственность и мужественность красного. Вольфганг Гете описывал красный как цвет наивысшей энергии, вызывающий ощущение «невыносимого насилия». Он полагал, что красный должен «понравиться энергичным, здоровым и грубым людям. Ему радуются дикие народы и дети».
В следующей истории о красной политике