Не мог пройти мимо нового фильма Жана-Пьера Жёне - “Большой Баг” (вышел на Netflix).
Жёне люблю еще со времен “Деликатесов” и “Города потерянных детей”. В 1990-е это были эталонные “фильмы не для всех”, и если ты их смотрел на VHS, то это свидетельствовало о твоей невероятной продвинутости. Правда, на “Городе…” я в какой-то момент, кажется, заснул, но через какое-то время проснулся, и это совсем не помешало восприятию. Визуальная роскошь и ощущение избранности были важнее стройности сюжета.
Только теперь я узнал, что в дуэте с Марком Каро они, по сути, только эти два фильма и сняли. Над четвертым “Чужим”, своей первой голливудской постановкой, Жёне работал один, а Каро провел на съемочной площадке всего пару недель и по сути только помог с визуальной стороной - костюмами и декорациями. Каро хотелось больше “художественного контроля”, и теперь понятно, что он был прав, отстаивая свои взгляды на искусство.
“Амели” (2001) Жёне - абсолютный шедевр и переломный фильм для истории мирового кино. В принципе, что бы дальше ни сделал Жёне, его имя останется в истории. За 20 лет, прошедших после “Амели”, он снял не так много, всего 4 фильма. Причем, привычная по “Амели” и ранним работам стилистика бодрого абсурда не была для него постоянной величиной. “Долгая помолвка” (2004) с любимой Одри Тоту по жанру вообще - военная драма.
В “Большом баге” Жёне пытается вернуться к тому, за что его полюбили в 90-е, - странные стимпанковые персонажи, много юмора, здоровая толика секса. 2045 год (совсем недолго до 2046-го Вонг Кар-Вая). Компания людей, объединенных семейными, соседскими и дружескими узами, оказывается запертой в “умном доме” вследствие восстания искусственного интеллекта. Смешные человеческие особи пытаются обмануть тоталитарный режим роботов, похожих на старого доброго Робокопа, и выйти из дома. Как будто не знают, что за стеклянными стенами - только хуже.
На стороне людей - милые, опять-таки старые добрые машины предыдущих поколений, которые сами вот-вот обретут собственное “я”. К решению задачи они приходят вместе - типичные говорливые и трогательные персонажи французских комедий и роботы со страниц научпопа 1930-х - 1980-х. Яркая придумка, конечно. Но не слишком оригинальная.
Это мог бы быть фильм-бомба. Но совсем недавно тот же Netfix нам уже показал информационно-тоталитарную антиутопию, причем, дважды. Многих до сих пор трясет от “Не смотрите наверх” Адама Маккея. А еще раньше, но в том же 2021 году, в рамках второго альманаха “Любовь. Смерть. Роботы”, вышел мультик «Автоматизированная
клиентская служба» о войне простых янки с разумными пылесосами. Вот он как раз и закрыл тему, поднятую Жёне.
На этом фоне фильм Жёне выглядит ярким, изобретательным, и все же вторичным, причем, я уверен, что об упомянутых лентах режиссер ничего не знал и все придумывал с нуля. Но придумывал, скорее всего, второпях. Настолько, что даже успел впихнуть в картину шутки про COVID-19. По-моему, рано.