Найти тему
Ювелирные истории

Тиара Сайтаферна: как аферистам удалось продать подделку Лувру?

Насколько уникальной должна быть подделка, чтобы самые ученые умы признали ее подлинной? Одесский ювелир Израиль Рухомовский мог бы многое об этом рассказать. Именно он стал автором золотой диадемы Сайтаферна, которая наделала много шума в XIX веке и заставила мировые музеи пересмотреть свое отношение к подбору экспонатов.

«Бесценный артефакт» якобы принадлежал скифскому царю Сайтаферну, который получил тиару в дар от жителей Причерноморья в 1-2 веке до нашей эры. В 1895 году золотую корону обнаружили крымские крестьяне, и в надежде выгодно ее продать бежали из России. История происхождения предмета оказалась вымышленной от начала и до конца, но ученые в нее почему-то поверили.

В 1896 году в дело вступили братья Гохманы, которые на тот момент владели тиарой. Артефакт исследовали именитые искусствоведы, археологи и подтвердили его подлинность. После этого его пытались продать Британскому музею, но получили отказ. На помощь Гофманам пришли антиквары Фогель и Шимановский. С их непосредственным участием поддельную тиару удалось продать Лувру за огромную сумму в 200 тысяч франков.

Крупнейшие ученые Франции были одурачены, но их вполне можно понять, ведь работа была выполнена на высшем уровне, мастер изучил массу материалов об искусстве древности и максимально использовал полученные знания.

-2

Как же выглядел знаменитый артефакт? Это был золотой шлем диаметром 18 см и высотой 17,5 см, состоявший из нескольких поясов с определенной тематикой. На центральном элементе изображены сцены из «Илиады» и «Одиссеи», другой фрагмент показывает сцену охоты на фантастического зверя с огромными крыльями. на третьем поясе видно всадников в окружении лошадей и быков. Верхняя часть представляет собой свернувшуюся клубком змею в зарослях диковинных цветов.

Все элементы хорошо продуманы и выполнены великолепно. Тиара поражает красотой, даже если учесть, что это подделка. Кстати, вас наверняка позабавит тот факт, что сделка по продаже артефакта состоялась 1 апреля. Драгоценность сразу выставили на обозрение, и многие поклонники античного искусства поспешили в Лувр, чтобы увидеть впечатляющий экспонат.

-3

Вскоре после этого произошла целая серия событий, которые привели к разоблачению братьев Гохманов и всех причастных к этому делу. Дело в том, что Шимановский и Фогель не расплатились полностью с Гохманом, а заработанные 200 тысяч фунтов оставили себе, за что и были привлечены к суду. Над самим Гохманом также состоялся суд. На него подал заявление коллекционер Суручан и обвинил в продаже подделок. В ходе разбирательства всплыла фамилия Рухомовского и раскрылись некоторые подробности аферы с тиарой. Первое время Лувр упорно игнорировал эту информацию, продолжая верить в подлинность артефакта, но под давлением общественности их защита рухнула.

Экспонат убрали с выставки и создали специальную комиссию для расследования этого запутанного дела. Что же удалось выяснить. Шиманский и Фогель организовали бизнес по продаже старинных предметов, найденных черными копателями в «Деревне сотни могил». дела шли хорошо, но артефакты быстро закончились, и тут на сцену выходит Рухомовский. Ювелир был невероятно талантливым, но нечестным на руку и имел плохую репутацию, что вполне устраивало подельников.

-4

Эта троица продавала «древние находки» коллекционерам и музеям, имея отличную прибыль. Идея с тиарой Сайтаферна пришла к ним после известия о находках в развалинах города Оливия. Дальше Руховский изготовил искомый артефакт, остальные придумали красивую историю и занялись его продажей.

Сообщество историков и археологов проводило свои исследования. В Лувр присылали письма, в которых ученые опровергали подлинность тиары. Нашлись свидетели того, как Рухомовский изготавливал предмет, но ученые знаменитого музея не хотели признавать свою ошибку на весь мир.

-5

Последнее слово в расследовании сказал сам ювелир. За семь лет его компаньоны так не рассчитались за работу, и он, видимо, решил подзаработать на своей популярности. Рухомовский приехал в Париж и начал активно давать интервью. Он сумел доказать свое авторство, показав рисунки тиары и повторив по памяти фрагмент артефакта. Имена сообщников он так и не назвал.

Следствие доказало, что ювелир не участвовал в дальнейшей афере и не имеет отношения к самой продаже, поэтому Рухомовского к ответственности не привлекли. Скажу больше, мастера наградили медалью «Салона декоративных искусств» третьей степени. Это был его звездный час, благодаря разразившемуся скандалу ювелир обрел небывалую популярность. Он ездил в турне, проводил лекции, сотрудничал с торговцами и заработал целое состояние. В попытке сохранить лицо Лувр не стал прятать тиару, экспонат перенесли на другую экспозицию.