Найти тему
Галопом по кино

«Зоя Космодемьянская» (2021) – совсем другая история

Сразу предупреждаю: речь пойдёт не о нашумевшем фильме про «трамвайчик», это другое кино. Если кто-то не читал мой обзор «того самого фильма» — вот ссылка, почитайте, меня просто переполняли эмоции после просмотра.

Данный же фильм был снят ещё в 2018 году и изначально назывался «Зоя», но у него возникли какие-то неизвестные проблемы. Я подозреваю, что возникли они из-за названия: не слишком ли оборзели тамбовские кинематографисты, перебегая дорогу «абсолютно библейской истории Мединского»? В 2021 году фильм, наконец, увидел свет под окончательным названием «Зоя Космодемьянская».

Что можно сказать вкратце? Невооружённым взглядом видно, что бюджет фильма невысок, а игра тамбовских театральных актёров крайне далека от идеала. Однако, отдельные моменты в фильме указывают на то, что фильм снимали не с целью «попилить бюджет», а из лучших побуждений. Только вот хотели как лучше, а получилось, как всегда. Сценарист явно прогуливал уроки русского языка и литературы в бытность свою юным пионером. А прогуливал он их явно на какой-то живодёрне. Ну да сейчас всё сами увидите.

Я всё разложу по полкам, возможно, кому-то будет интересно, а кто-то что-то даже себе пометит в блокнотике и у нас, наконец, появятся чудесные отечественные фильмы. (Ага, что-то я размечтался).

Главный герой картины – военкор Лидов, тот самый, который написал очерк о Зое Космодемьянской, благодаря которому вся страна узнала о её подвиге. Киношный Лидов… в 1937 году подвергся репрессиям, томился в застенках и терпел унижения от кровавых чекистов. И так это подорвало его психику, что он нет-нет, да и вытащит револьвер, приставит его к виску и зажмурится, играя в «русскую рулетку» с одним патроном в барабане. В биографии настоящего Лидова подобной чуши и близко не было. Казалось бы – после этого фильм просто выбросить на помойку и забыть, как обычное современное либеральное творение, призывающее каяться, рвать волосы под мышками и посыпать голову пеплом. Но фильм не так прост, подождите! Всё-таки, мне кажется, авторы подпустили в фильм «кровавой гэбни» не сознательно, а для пущего драматизьму.

-2

Лидов в районе Петрищево попадает под бомбёжку, чудом выживает, видит надпись на дереве «Таня повешена фрицами 29.11.41», а местный дед-партизан в течение нудных пяти минут убеждает Лидова написать про погибшую девочку.

Лидов мчится в редакцию газеты «Правда», мол – сенсация! Но главный редактор осаживает его пыл: откуда, говорит, ты знаешь, что это всё не выдумки? У Лидова вытягивается лицо: и правда, с чего это он решил, что это не партизанские байки?

-3

И вот, в очередной раз наигравшись с пистолетом у виска, он слышит в открытом окне чей-то крик: «Таня, домой!» И это вдохновляет его до такой степени, что он пешком по сугробам отправляется в Петрищево!

-4

Подходит он к деревне, а там дети под той самой виселицей в Зою играют! Девочка, стоя на ящиках, важно произносит: «Помогайте воевать Красной Армии, а за мою смерть отомстят! Мне не страшно умирать, это счастье – умереть за свой народ».

-5

Лидов расспрашивает девочку, и та показывает, где похоронена Зоя. Военкор руками раскапывает тело и тащит его в сарай. По-моему, это просто жесть какая-то. Режиссёр, условностями пользоваться не пробовали?

-6

После Лидов находит словоохотливого мужичка, который рассказывает, что Зою заметил часовой, который охранял немецкий узел связи. Мужичок рассказывает в подробностях, как немцы глумились над телом девушки после казни. И добавляет: «Мочились на неё!»

-7

Может, я какие-то модные веяния в кино пропустил? Почему немцы в военных фильмах внезапно бросились мочиться на всё подряд?! Одну лишь Зою орошают уже во втором фильме! Что за фантазии, столь непонятные мне?

Также Лидов встречает какую-то безумную тётку со свёртком, с которым она общается, как с ребёнком, которая вроде бы недовольна тем, что Зоя поджигала дома. Но толком она ничего не говорит.

-8

Параллельно показывают немецкого полковника, который очень любит яблоки. В этом фильме он не появляется в кадре без яблока. Возможно, это режиссёрская фишечка, но после просмотра «Джульбарса» я, наверное, больше никогда не смогу равнодушно смотреть на кинояблоки.

Сперва этот злодей ставит мальчику яблоко на голову и убивает ребёнка из охотничьего ружья.

-9

Потом в плен к нему попадает Зоя, её, как и в фильме Мединского, подвешивают руками вверх и пытают. Зашедший в избу немецкий лейтенантик в шоке, он выбегает на воздух и начинает блевать. Рвотные массы показаны довольно подробно, поэтому повторю свой вопрос: режиссёр, условностями пользоваться не пробовали?

После лейтенанту глючится, что он кружится в танце с окровавленной смеющейся Зоей. Это такой дикий артхаус, что Ренате Литвиновой и в страшных снах не снилось. (Кто на мой канал попал случайно – не обращайте внимания, это отсылочки для постоянных читателей, они в курсе). Я бы мог привести скриншот, но Дзен по любому забанит статью за шок-контент. Ходячие мертвецы в одноимённом сериале выглядели куда как симпатичней и менее пугающе.

Не выдержав такого «внутреннего известия», немецкий лейтенант стреляется!

-10

Опять жалостливые немчики – куда от них деваться. Ахеджакова точка жпг. «Простите нас, немцы!»

И опять всё выглядит так, что это не подлость, а «для драматизьму» - другие же такое снимают, а мы чем хуже?

Яблочный полковник велит отцепить зоины руки от потолка, наливает в бокалы вина и предлагает выпить за фюрера. Зоя разбивает бокал. Тогда полковник швыряет её на стол, берёт кочергу и её рукояткой… ЗАЧЕМ это в фильме?!

-11

Когда смотришь эти кадры, вопросы возникают не к полковнику, они возникают к киноделам! Ребята, вы увлеклись, вы пипец как заигрались!!! В третий раз про условности спрашивать не буду, так как ответ-то мне ясен!

Наконец, пытка закончена и Зою ведут в сарай. По дороге она падает на колени и… внезапно бьёт немца головой в живот и бросается наутёк. Но тут из темноты возникает та самая безумная тётка и бьёт Зою дубиной по голове! Зачем, мол, мой дом спалила! Зоя просит у тётки прощения, но говорит, что всё равно бы сожгла дом, ради тёткиных же детей. И говорит, что тётка всё равно её не поймёт.

И этот момент мне показался действительно стоящим. Он как бы призывает посмотреть на ситуацию глазами Зои: во-первых, она выполняла приказ, а во-вторых, необходимо было наносить ущерб врагу любыми способами.

Это должен был быть ответ современным двухпроцентным зрителям, у которых из таких фильмов, как «Враги» сложилось впечатление, что немцы не выгоняли деревенских жителей из домов на мороз, в сараи и землянки, а скромно улыбаясь, сидели с ними за одним столом, детишек качали на коленях, одновременно угощая их колбасой и баварским.

Но что мы видим дальше? Лидов кричит, что «Поджог домов – это преступный приказ!» Короче, я так и не понял, какую сторону в итоге приняли киноделы.

Актриса максимально не похожа на Зою, плюс у неё длинные волосы.

-12

Когда Зоя направляется в деревню, Василий Клубков пытается её поцеловать – авторы придумали, что «он по ней сох». Ещё этой мексиканской дичи в истории про Зою не хватало.

Лидов продолжал расследование, Зою опознали по фотографии. И Лидов… везёт в Петрищево на опознание мать Зои! Перед тем, как мать входит в сарай, Лидов просит у неё прощения за то, что тело пришлось поставить стоя, чтобы было наглядно видно, какого роста убитая девушка. ДА ЧТО ЗА ЖЕСТЬ ТВОРИТСЯ?!

И мать отказывается признавать, что это её дочь Зоя, хотя это и очевидно!

Через какое-то время Лидов приезжает к матери Зои домой и… шантажирует её?! Мол, давай-ка признавайся, а то у меня много писем от других женщин, которые желают объявить её своей дочерью! Мол, погибшая дочь-героиня - это не только честь, а ещё и льготы!

-13

(Льготами он её не заманивает, он говорит, что из-за них свободные герои быстро кончаются - их охотно разбирают. Ну, не дословно, но чтобы вы поняли).

Вы что творите, товарищи дорогие? Ну это же реально никак больше не назвать, коме как больной фантазией!

Как-то немец вышел подышать в лес. Сел на дерево, достал из-за пазухи фото казни Зои и давай любоваться им на природе. Тут подошёл партизан, зарядил ему прикладом в табло, привязал к дереву, деловито проткнул ножом ногу и удалился в лес. Тут неподалёку завыл волк и немец смекнул, что ногу ему проткнули не просто так, а для приманки. И завыл немец не хуже того волка…

-14

Я один подозреваю, что сценарист дома в укромном уголке хранит хлыст, наручники и прочие атрибуты?

К Лидову приходит НКВДшник и требует, чтобы Лидов написал, что Клубков предал Зою, так как того поймали и он раскололся.

-15

Лидов встречается с Клубковым и убеждается, что кровавые упыри выбили из него показания и заставили себя оговорить.

Он едет к партизанам, которые делятся с ним захваченными немецкими документами, из которых он узнаёт, что узел связи за несколько дней до событий немцы из Петрищево перевезли в другую деревню! А значит, словоохотливый мужичок соврал про часового!

Наитупейший момент. Так и представляю себе главного немца, который говорит: «Узел связи перевезли в другую деревню, поэтому опасаться нам больше нечего, всех часовых можно распустить, всем шампанского!»

Когда Лидов выкладывает свои соображения тому самому мужичку, гадкий мужичонка кидается на него с ножом, но Лидов ставит его на колени и играет с его головой в «русскую рулетку». Изощрённо, браво, сценарист! «Пятьдесят оттенков Зои», так тебя растак.

-16

Мужичок, брызгая слюной, заявляет, что, если бы не Советы, он бы пил шнапс и… мочился на их кости. Нет, что-то я явно пропустил в трендах. К счастью.

И в конце сценарист выдаёт пару фраз, которые обличают его безграмотность с головой. Лидов говорит: «Люди остались без крова, а фрицам – как мёртвому припарка!» Понимаете? Он хотел сказать – «хоть бы хны», а сказал – «как мёртвому припарка» - то есть, - «а немцам это не помогло!» А главный редактор в ответ ему: «Спроси солдат, которые с именем её под пули лезут!» Он хотел сказать – «в атаку поднимаются», а сказал совершенно другое. «Лезть под пули» - вообще-то означает «совершать идиотские поступки».

Да, сценарист, фразеологизмы – это сто процентов не твоё, не стоит ими больше разбрасываться!

Ну и в конце фильма киношный Лидов выстреливает в небо пулю, которую берёг для себя – попустило.

Вроде бы – конец фильма, однако, нам показывают какую-то католическую церковь в Германии, пишут, что уже 1968 год. И тут из церкви выходит тот самый полковник, к нему подбегает внучка. Он угощает её яблоком, берёт за руку, и они уходят.

-17

Конец фильма.

А вот это сейчас зачем было, мне кто-нибудь объяснит? Типа убийца остался на свободе – и что?! Вообще, выглядит это так, как будто он начал добреть и встал на путь исправления, хотя вряд ли авторы имели это в виду!!!

Вы знаете, я готов аплодировать даже художественной самодеятельности, если она несёт правильные мысли. Но тут же, помимо этой самой самодеятельности, мы имеем дичайшие БДСМ-фантазии и извращение истории в виде придуманных репрессий и шантажа матери, отказывающейся опознавать свою дочь.

Крохотные плюсы – это попытка взглянуть на поджог деревни с позиции Зои, тычок пистолетом в лоб всем любителям баварского, неоднозначность истории Клубкова, а также упоминание того, что Зоя назвалась Таней. Хотя причину этого пояснили не настоящую, а сказали, что это был такой оперативный псевдоним.

И вот уже после того, как мы детально всё разобрали, можно безжалостно выбросить этот фильм на свалку, где ему самое место вместе с ритуальной пляской на костях под названием «Зоя», о которой я писал ранее.

Ну как их убедить не трогать святое?

Каталог всех кинообзоров (здесь интересно!)

Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Зоя Космодемьянская» (2021).

#кино #фильмы о войне #зоя космодемьянская #галопом по кино