Найти тему
Дмитрий Дарин

"ОБАБЛЕННЫЙ ЕСЕНИН" - последний спектакль МХАТ.

Вчера посетил МХАТ им. Горького - был на последнем спектакле сезона "ЖЕНЩИНЫ ЕСЕНИНА". Билеты мне достались по приятному случаю, как Председателю отборочного жюри Международной литературной премии им. С. Есенина О РУСЬ, ВЗМАХНИ КРЫЛАМИ (где есть и номинация "Театр, кино, телевидение"). Спектакль длится чуть более трёх часов с 25-минутным антрактом.

Автор перед третьим звонком.
Автор перед третьим звонком.

Само содержание спектакля - театральная адаптация поэтессы и драматурга Елены Исаевой и режиссера-постановщика из Латвии Галины Полищук (ну, кто же поставит о женщинах, как ни сами женщины) известной книги Захара Прилепина "ЕСЕНИН. Обещая встречу впереди", вышедшей в серии ЖЗЛ издательства "Молодая гвардия" в 2020-м году. Относясь весьма критически с самому Прилепину и, тем более, к его версии жизни и, особенно смерти, нашего национального поэта, с такой же настороженностью стал взирать на сцену.

Первые минуты спектакля. Фотография взята с официального сайта МХАТ http://www.mxat-teatr.ru/repertoire/Yesenin_s_Women/
Первые минуты спектакля. Фотография взята с официального сайта МХАТ http://www.mxat-teatr.ru/repertoire/Yesenin_s_Women/

Тем более, если книгу Прилепина я все-таки читал, то женских имен режиссера и поэта-драматурга не слышал никогда. Впрочем, ваш покорный слуга не театрал, а поэт и писатель, и театральный мир для меня - смежный. Как профессиональный сочинитель заглянул перед спектаклем на страницу "поэта" Исаевой и впал в уныние. Семь книг стихов подобного типа:

Ты уже с другими – как вода.

А они с тобою – как огонь.

Ты уже однажды навсегда

Поместила море на ладонь.

Виновата в этом только ты,

Что погасли все до одного.

Ведь огонь, он супротив воды

Ничего не может, ничего.

А тут - сам Есенин. Оставался только один вопрос - кого автор постановки будет портить - Прилепина или Есенина? Ну, первого - и Бог бы с ним, а вот Сергей Александрович... Как тут получится - "огонь супротив воды" - зальет или возгорится?

Действие покатилось. Почти в прямом смысле - на сцене под углом было установлено вращающееся колесо, на небе (стене) - круг, меняющий угол наклона и цвет в зависимости от происходящего на колесе.

Сцена из спектакля - что-то похожее на декларацию имажинистов в "Стойле Пегаса"
Сцена из спектакля - что-то похожее на декларацию имажинистов в "Стойле Пегаса"

Надо признать, моё уныние начало постепенно рассасываться. Несмотря на бродячую березу и длинноногую (прям и напрашивается сказать - козу) деваху в шортах с баяном, которая играла черт знает зачем этими ногами (не баяном) весь спектакль (потом посмотрел в Сети и не сразу поверил своим глазам - оказывается, это роль "разгульной, израненной, измученной души". Играть поэтическую душу модельными ногами - как это по-бабски. Или по-Бояковски), говорящие актеры, особенно актрисы, играли вдохновенно, проникновенно и даже откровенно. Играть жертвенную любовь, не скатываясь в постельную пошлость (которой, к моей радости, несмотря на наследство уволенного Бузоякова, почти не было), в современном театре как-то не принято. Но МХАТ остался МХАТом, как МУР МУРом, и этого одного достаточно (о времена!), чтобы похвалить спектакль. Но хвалить можно и за другое - за то, что удержались от прилепинского финала с самоповешением. Этого я опасался больше всего, но нет... не дошло, слава Богу. Но, может быть, поэтому вместо финала какая-то заплата, виден грубый шов, последняя сцена смазана, придумана натужно-искусственно, когда Есенин говорит о происхождении своей фамилии от церковно-славянского "есень" - то есть осень. Хотя это и легенда (о происхождении фамилий села Константинова см.: А.Д. Панфилов Есенькины – Ясенины – Сергей Есенин//Советская библиография. Научно-практический журнал №1 (239). М., январь-февраль 1990. С.108-113.), но и она ни при чем - зафиналить можно / нужно было одним из программных стихотворений "Сергуни" - таким, чтобы зал вскочил и слушал стоя: "День ушел, убавилась черта" , "Жизнь - обман с чарующей тоскою...", "Да! Теперь решено. Без возврата...", монологом Хлопуши или уж "До свиданья, друг мой, до свиданья" - зал бы плакал стоя... Но этого не случилось, хотя аплодисменты были долгими и заслуженными - как благодарность за огромную и важную работу, но это далеко от катарсиса. И не в последнюю очередь оттого, что исполнитель главной роли Есенина - Андрей Вешкурцев - читал Есенина не по-есенински.

Андрей Вешкурцев в роли Сергея Есенина. Фотография взята с официального сайта МХАТ http://www.mxat-teatr.ru/repertoire/Yesenin_s_Women/
Андрей Вешкурцев в роли Сергея Есенина. Фотография взята с официального сайта МХАТ http://www.mxat-teatr.ru/repertoire/Yesenin_s_Women/

Любой, кто слышал на записях декламацию самого Сергея Есенина, этому Есенину не поверит - нет неожиданно низких тонов, которые так диссонировали с субтильной фигурой, печных завывающих окающих окончаний ( "Наша печь как-то дико и странно //Завывала в дождливую ночь..."), не такой "Голос громкий и всхлипень зычный". Оттого и отсутствует тот поражающий эффект, когда люди рыдали на его концертах. Даже на несовершенных фонографических записях Бернштейна в читке Есенина всё это чувствуется до дрожи. У актера этого нет, вообще, Есенина именно в этом аспекте трудно играть. Автор видел много Есениных в кино и на подмостках, это почти никому не удавалось, разве что Дмитрию Муляру в фильме "Золотая голова на плахе" (реж. Семен Рябиков, 2004). Вешкурцев не читает - почти всегда кричит, оттого образ смазан немного в подростковую истеричность. Послушайте, как читал Есенин и, как говорится, почувствуйте разницу:

А вообще - актер очень талантлив. Но талант его растворен в самой довлеющей теме спектакля, на него приходится смотреть женскими глазами, что объяснимо, но не приемлемо. Женская тема в Есенине вообще не главная, Городецкий правильно заметил когда-то: " Женщины не играли в его жизни большой роли". Тут же его сильно обабили, именно преувеличив, даже раздув роль всех женщин в жизни поэта. Человек делал мировую славу, занимался делом ("был дальновиден и умен"- Воронский) и если, к примеру, и бил Дуньку (как он звал Дункан) туфлей в глаз на квартире Мани-Лейба в январе 23-го, то по крестьянскому обычаю, чтобы себя помнила, без особой любви, ненависти и всхлипов. Так же и с остальными, которые действительно его любили жертвенно. Вот почему женщина-режиссер и женщины-актрисы смогли эту любовь показать великолепно, а вот женщина-режиссер и мужчина-актер показали Есенина не самостоятельно, но лишь в качестве объекта этой любви, женскими глазами (и ногами). А уж на кого только и можно смотреть мужским взглядом, так это наш Сергуня, Сергей Александрович Есенин. Вот от этого я никак не мог избавиться, хотя сама игра Вешкурцева (стоит запомнить фамилию) превосходна, пусть и не в той парадигме.

Галина Бениславская (1897-1926). Запись в дневнике Г. Бениславской от 25.06.1926 г.: "Сергей, я тебя не люблю, но жаль «То до поры, до време­ни...» (писала пьяная)".
Галина Бениславская (1897-1926). Запись в дневнике Г. Бениславской от 25.06.1926 г.: "Сергей, я тебя не люблю, но жаль «То до поры, до време­ни...» (писала пьяная)".

Из всех женщин - и в спектакле, и в жизни больше и больнее всех Есенина любила Галина Бениславская, единственная посвятившая поэту и свою жизнь, и свою смерть. "Она отдала Есенину всю себя, ничего для себя не требуя. И уж если говорить правду — не получая" (А. Мариенгоф. Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги). Вот это - "не получая" - блистательно сыграла Агния Кузнецова. Мать Сергея - Татьяну Федоровну с большим мастерством играла единственная известная мне актриса Екатерина Стриженова. Даже нарочитое рязанской "яканье" (хотя в Рязани так не говорят и не говорили) игру не портило. Сама линия "гулящей" матери должна была по замыслу режиссера переплестись и дать основание линии "гулящего" Есенина, но это как-то поверхностно-физиологически. А вот почему в спектакле о женщинах нет линии сестёр Есенина - Екатерины и Александры, которые вообще заслуживают отдельной постановки, совершенно непонятно. Пара упоминаний "сестёр" по ходу пьесы - просто указание, что автор помнит об их существовании, не более. Но как можно было обойтись без Екатерины Есениной ("Сестра! Сестра! Друзей так в жизни мало!"), не только помогавшей брату в его литературных делах, но и жены его друга поэта Василия Наседкина, расстрелянного в 1938 году и даже не упомянутого в спектакле?

-6

Уж лучше исторически и художественно оправданней было вести линию Наседкина, чем Ганина - судьбы схожи, но ведь одна интрига вокруг Бениславской, у которой жил тогда Есенин, и Екатерины, от которой Бениславская отваживала Наседкина, как могла, чего стоит.

Именно Наседкин стал способствовать уходу Есенина от Бениславской в дом в Померанцевом переулке к Софье Толстой, куда вслед за ним перебралась и Екатерина. А любимая сестра Александра - Шура ("Ах, как много на свете кошек...", "Я красивых таких не видел" и др.)? Есенин хотел было устроить Александру в балетную школу Дункан, не по последней причине оттого, что там был интернат. Та же Бениславская очень заботилась о ней в Москве. "Вам надо устроиться: уют, и свой уют, — великая вещь, — писала она 15 декабря 1924 г. Сергею Есенину в Батуми. — Я знаете, почему это поняла? Из-за Шурки. С тех пор, как она с нами на Никитской, у нас стало очень хорошо: т. е. не внешне, а так — дома хорошо. Она, как это бывает с детьми, внесла уют в нашу жизнь. У нас сейчас по-семейному как-то стало. Бродяжить перестали. Даже я в рамки совсем почти вошла, остепенилась. А Шурка какая славная. Я и сама не знаю, как это получилось — но я ее очень люблю. Она ходит в школу, я с ней арифметикой даже занималась, но теперь она уже нагнала класс. И вовсе она не неспособная, ерунду кто-то на вас говорил. Очень смышленая, но рассеянная».

Екатерина (1905-1977) и Александра (1911-1981). - родные сестры Сергея Есенина
Екатерина (1905-1977) и Александра (1911-1981). - родные сестры Сергея Есенина

Вот сколько здесь интересного с точки зрения исторической драматургии, причем в женском видении мира. Какие судьбы! Сколько бы здесь можно было показать! Сколько здесь могло бы быть самого Есенина - не мечущегося от юбки к юбке, как от бутылки к бутылке, а строящего жизнь своих близких женщин, в том числе родных.

Уже после спектакля, почитал некоторые отзывы, как и полагается при упоминании имени Сергея Есенина, прямо противоположные:

Это безумно эстетский, смысловой и при этом понятный по сюжету спектакль о буре чувств личности стимулирующих творческий потенциал гения Есенина, выливающийся в пронизывающих стихах хорошо знакомых нам со школы. Визуально безупречная картина. Волшебство света и спектра создают эффект картинки от ч/б к цветной - ты буквально это видишь глазами. Актеры и сценарий безупречны.

И с другого края:

Удивительное говнище.
Все 3+ часа сидел и думал, как на одной сцене одновременно уживается такая талантливая постановка и такое унылое и бесхребетное действо.
Декорации, свет, саунд дизайн, перемещения на сцене, пластика актеров, эффекты замедленного времени – всё это выше похвал.
Но остальное – просто кошмар. Есенин - самый слабый персонаж на сцене. Его образ не вызывает ничего кроме отвращения и жалости. Зачем нужно было вытаскивать и в таких красках показывать его внутреннего беса, всю грязь его нутра от которой он страдал и мучился всю жизнь, совершенно непонятно.
Если вы хотите узнать биографию Есенина - почитайте или посмотрите документалочку. Благо и книг и фильмов о нем достаточно. Но в театр, лично я хожу да образами и смыслами. Ни того ни другого тут нет. Есть только жалкий алкаш бегающий от юбки к юбке и 3+ часа мучающий всех и на сцене и в зрительном зале.

-8

Мое мнение посередине. Спектакль режиссёрски грамотен (кроме длинноногого баяна и переносного берёзового комплекса) и необычен. Удалось передать богемный вкус на переломе эпох, удались женские трагедии, удалось всё, кроме Есенина. Поэтому на спектакль идти стоит, но предварительно перечитав и послушав голос Сергея Есенина (с Есенином в голове), чтобы не забыть за увлекательным действом, каким настоящим мужиком был наш национальный гений.

Авторский блог Дмитрия Дарина

Авторский Ютюб-канал

Авторский Телеграм-канал

#женщины есенина #есенин #сергей есенин #мхат #асейдора дункан #галина бениславская #анна изряднова #зинаида райх #cофья толстая