Найти в Дзене
MOTOPANDA

Как выбрать шлем для мотоцикла. Часть первая: виды, типы, различия.

Шлем является неотъемлемым элементом любого комплекта экипировки, и его важность отмечена не только в многочисленных обзорных статьях, но и на законодательном уровне — причем касается это не только мотоциклов, но и снегоходов с квадроциклами. Однако при покупке многие сталкиваются с тем, что нет четких критериев по выбору шлема, поэтому сегодня мы решили исправить данное недоразумение и подробно разобрать каждый аспект данного вопроса. Какие бывают типы шлемов и для чего нужен каждый из них. Глобально все шлемы принято разделять по формовке скорлупы. На данный момент существуют открытые, модулярные и закрытые модели. Закрытые шлемы (они же — интегралы): Самая популярная, распространенная и известная группа шлемов. Отличаются единой конструкцией без каких-либо сочленений. По своей форме, а также наличию дополнительных элементов шлемы этой категории дополнительно подразделяются на следующие подкатегории: — Спортивные. Для шлемов этого типа характерна обтекаемая форма и максимальная аэрод

Шлем является неотъемлемым элементом любого комплекта экипировки, и его важность отмечена не только в многочисленных обзорных статьях, но и на законодательном уровне — причем касается это не только мотоциклов, но и снегоходов с квадроциклами. Однако при покупке многие сталкиваются с тем, что нет четких критериев по выбору шлема, поэтому сегодня мы решили исправить данное недоразумение и подробно разобрать каждый аспект данного вопроса.

Какие бывают типы шлемов и для чего нужен каждый из них.

Глобально все шлемы принято разделять по формовке скорлупы. На данный момент существуют открытые, модулярные и закрытые модели.

Закрытые шлемы (они же — интегралы):

Самая популярная, распространенная и известная группа шлемов. Отличаются единой конструкцией без каких-либо сочленений. По своей форме, а также наличию дополнительных элементов шлемы этой категории дополнительно подразделяются на следующие подкатегории:

Спортивные. Для шлемов этого типа характерна обтекаемая форма и максимальная аэродинамика, за которую отвечают спойлеры, накладки на экстракторы и прочие инженерные решения. Предназначены для использования на гоночном треке, а вот для города, не смотря на свой стильный внешний вид, уже не подойдут: повышенным комфортом такие модели не отличаются: для них свойственна крайне плотная посадка, а также высокая шумность — недаром со многими из них в комплекте дополнительно идут беруши.

Спортивно-туристические. Вот в этом сегменте производители уже делают упор на удобстве райдера: модели данного типа отличаются комфортной посадкой, хорошей шумоизоляцией, а также различными примочками вроде выдвижных солнцезащитных очков и предустановки для аудиогарнитуры. Такие шлемы чаще всего приобретаются для города или дальних поездок.

-3

Кроссовые. Несмотря на то, что внедорожные шлемы принято относить к отдельной категории, на самом деле они являются разновидностью интегралов. Главным отличием от двух предыдущих видов является массивная «челюсть», которая обеспечивает дополнительную защиту при езде по бездорожью, а также существенно увеличивает циркуляцию воздуха, которая на оффроуде крайне важна. Кроссовые шлемы поставляются без визоров и предполагают эксплуатацию с кроссовыми очками.

-4

Шлемы двойного назначения. Представляют из себя гибрид спортивно-туристической и кроссовой моделей: шлемы двойного назначения отличаются внедорожной формовкой с увеличенной подбородочной частью, однако комплектуются визором, нередко оснащены выдвижными солнцезащитными очками и прочими допами, повышающими уровень комфорта. Созданы такие модели для фанатов оффроуда пополам с туризмом, то есть для пресловутого туристического эндуро.

-5

Объединяет все эти виды одно: максимальный уровень безопасности. Разумеется, что качество шлема зависит и от материала (о них мы поговорим позже), и от производителя, и от множества других факторов, однако в любом случае интегралы на данный момент являются самыми надежными моделями.

Модулярные шлемы (они же — шлемы-трансформеры):

-6

Промежуточное звено между интегралами и открытыми шлемами (но все-таки ближе к интегралам — как по уровню комфорта, так и по уровню безопасности). Главное отличие от прочих моделей — шарнирная конструкция, позволяющая поднимать подбородочную часть шлема наверх либо закидывать ее назад.

Долгое время отношение к модулярам было скептическим из-за якобы ненадежного механизма вышеупомянутого шарнира: дескать и раскрывался он на высокой скорости, и чуть ли не отваливался под корень от малейшего падения. Возможно, на заре появления модуляров подобные прецеденты и случались несколько раз, однако сейчас это уже не актуально: на данный момент модуляры от сертифицированных производителей комплектуются дополнительными защелками и системами блокировки, которые вышеупомянутые проблемы полностью исключают.

Если говорить о целевом назначении, то модуляры можно смело относить к спортивно-туристическому сегменту: собственно, их и покупают по большей части из-за возможности попить-перекусить буквально на ходу и не снимая шлем.

Открытые шлемы:

-7

Фактически представляют из себя каску, которая закрывает затылочную и височную часть. Существуют как олдскульные «скорлупки» вроде тех, что многие из нас видели в старых фильмах про байкеров, так и современные модели, которые уверенно справляются с защитной функцией, оберегая райдера не только от палящего солнца, но и от серьезных травм.

Эффективность открытых шлемов до сих пор под вопросом, так как ни одна из существующих на данных момент моделей не обеспечивает тот уровень защиты, которым обладают интегралы и модуляры. Даже модели с увеличенным визором в полной мере не закрывают лицевую часть, что чревато травмами челюсти и зубов — причем речь идет не только о падениях, но и летящих из-под колес камнях.

Характеристики шлемов: чем различаются и на что смотреть при покупке

Каких-то общепринятых критериев не существует — однако мы постарались выделить ряд важных параметров, на которые нужно обращать внимание.

Материал скорлупы: самыми распространенными сейчас являются карбон, композит (чаще всего это стекловолокно с карбоном или карбон с кевларом) и пластик (АБС, TPU и так далее).

Вес: зависит как от типа шлема, так и от материала скорлупы. Оптимальной считается отметка в 1 500 грамм +/- 200 грамм, более тяжелые варианты рекомендуются только тем, у кого уже есть опыт ношения шлема и уверенность в том, что голове и шее с такой нагрузкой будет комфортно.

Тип застежки: на данный момент используются либо кольца (они же D-ring), либо трещотки. Первые считаются самыми надежными и являются обязательными для участия в спортивных соревнованиях. Трещотки в свою очередь отличаются простотой использования, однако периодически могут ломаться или клинить из-за попадания в механизм грязи.

-8

Наличие дополнительных опций: к ним относятся вышеупомянутые дополнительные визоры с тонировкой, возможность установки беспроводной гарнитуры, предустановка для гидратора и прочие штуки, призванные сделать жизнь райдера более комфортной.

Отметка о прохождении сертификации: шильдик ЕСЕ 22.05 означает, что шлем прошел испытания на безопасность и соответствует европейским стандартам. Также существуют SNELL и S.H.A.R.P., но они не являются обязательными.

-9

Доступность комплектующих: в шлеме, как и в любых других относительно сложных конструкциях, есть элементы, которые со временем изнашиваются. К таким частям можно отнести гребенку крепления визора (да и сам визор), козырьки кроссовых шлемов, внутренние подушки подкладки. Даже при самом бережном уходе они рано или поздно потребуют замены, поэтому будет не лишним поинтересоваться в магазине, насколько это все доступно для оперативной покупки.

Все написанное выше — базовая информация, от которой можно отталкиваться при выборе шлема через онлайн-каталоги и виртуальные витрины интернет-магазина. А о том, как правильно подойти к примерке шлема и выборе модели по субъективным ощущениям, читайте в нашей следующей статье!