Перед нашими глазками появился роман «ЭХО» название много обещающее. Пэм Муньос предупреждает на обороте книги, что это «история о любви, человечности, красоте и музыке, развернувшаяся на огне второй мировой войны и объединившая несколько поколений детей из разных уголков мира.» А также писательница задает вопрос: «Поможет ли музыка каждому из них спасти чью-то душу или пророчеству не суждено сбыться?» Прочитав непонятно, что же за действия будут происходить, что ждет нас впереди. В книге 4 части и о каждой поговорим отдельно, далее поймете почему.
За пятьдесят лет до войны.
Все начинается с мальчишки Отто, он с друзьями начал играть в прятки. Мальчишка заранее знал где будет прятаться, прихватив с собой книгу. Прибежав в запланированное место, он уселся и начал читать. Книга его охватила и потеряв счет времени, Отто не заметил, как потемнела и в прятки дети уже закончили играть. Он встал, чтобы вернуться домой, но поднялся ветер и снес его шапку, так и заблудился. Он шел, пытаясь найти дорогу, и вдруг встретил трех девочек, попросил у них помощь. Одна из девочек увидела, его книгу и попросила им прочесть, а они взамен помогут вернутся домой, не сразу, но Отто согласился. Когда он читал, девочки были в смятении, героинь назвали также как их, вся история их жизнь была как в книги, такое же заклятие, такая же потеря в лесу. Одна из девочек попросила посмотреть, что же в конце, что их ждет: «Отто пролистал книгу до конца, но все страницы были пустые. Только чистый пергамент без единой буковки». Они не верили ушам и глазам, Отто хотел помочь, и они попросили любой музыкальный инструмент, чтобы помочь ему вернуться, у мальчика была только губная гармошка. Девочки сыграли на ней и Отто сном вернулся, на то место у дерева, но без книги. Его нашла подруга Матильда. Он ей рассказал своё приключение и родителям, но никто не поверил, ведь книги у него не было и цыганки, у которой он купил, тоже не существовало. Но он сохранил гармонику, так как знал это спасение девочек, и он обязательно им поможет.
1 часть
Октябрь 1933 г. Германия
Мы встречаем мальчика по имени Фридрих Шмидт. Он отличался от всех детей, у него был вымышленный друг, родимое пятно на пол лица и когда он улавливал различные мелодии он начинал дирижировать в воздухе. Из-за своих причуд, он перестал учиться в школе, уроки ему стал преподавать отец (также преподавал уроки музыки на дому, разным ребятам) и его друзья на заводе (кто-то вел русский, кто-то математику и т.д.), а также Фридрих помогал изготавливать губные гармошки вместе со своими наставниками. Однажды он, уходя с завода забрел на заброшенный завод совсем недалеко, туда запрещали ходить, там считалось опасно. Но мелодия что доносилась оттуда его манила. Зайдя туда, он искал, кто же так красиво играет, но нашел лишь губную гармошку, прям как они на фабрике делают, только на ней была гравировка буквы «В». Он покрутился, но так никого и не нашел. Выходя оттуда он встретил дядю Гюнтера. Мальчик спросил про эту гармошку, но дядя ничего не знал, и сказал лишь одно «не ходи на заброшенный завод там опасно». Фридрих играл на своей новой гармошке, его игра помогала ему уйти от всех проблем глубоко погружаясь в себя. В один день пришла старшая сестра Элизабет, она работала мед сестрой. Все были рады ее увидеть. Но отец заметил, что она изменилась, в своей комнате она выбросила все плакаты и повесила новые с нацисткой тематикой. Элизабет стала ярым патриотом, и советовала отцу с братом пойти по ее ступеням. Но отцу это не понравилось и когда он начал спорить с дочерью читала ли она книгу, о которой Гитлер и она так яро говорят. Оказалось, нет, ей подружки мед сестры рассказывали. Так же она утверждала, что она будет лишать себя в будущем иметь детей из-за наследственных болезней Фридриха, ведь нужно растить только чисто немецкое общество с чистой кровью, остальных истреблять. Отец не узнавал свою дочь и когда она уехала из города, в нем начались беспорядки. Отец с дядей Гюнтером решили взять Фридриха и бежать из города, из страны лишь бы куда подальше. Но о их плане узнали. Пришли офицеры Эйфель и Фабер начали вести диалог с отцом мальчика, увидев чемоданы начали спрашивать, а куда и зачем. Фридрих не опешил и сообщил: «вот к сестре собираемся», но они не поверили и арестовали отца, Фридрих побежал к дяде домой и сообщил все эти известия, Гюнтер сообщил что пока рано бежать, а отца нужно вызволять, в этом поможет Элизабет, она единственная кто работал в это время. Фридрих проглотив обиду на сестру за тот скандал, написал ей о помощи. Через несколько дней пришел ответ: «Дорогой Фридрих! ….. Надеюсь печенье вам понравится. Не ешь все сразу как в тот раз, тем более что меня не будет рядом, чтобы их припрятать…». Сначала мальчик от злости еще больше начал дуться на сестру, но дядя его успокоил и спросил про последние слова в письме. И Фридрих вспомнил Элизабет прятала в детстве печень прикрывая поддоном, и он понял, достав печенье и подняв крышку увидел рейх марки именно столько сколько не хватало для свободы отцу. Они все вернули на место и приготовили план. Фридрих возьмет коробку с печеньем и поедет на поезде до колонии где был отец и вручит печенье с подкупом. Следующим утром он сел в поезд с страхом, но он играл на гармошке и забывал про него. Тут в поезде появились те самые офицеры, что забрали отца, они проверяли документы. Когда очередь дошла до мальчика он прикрыл максимально лицо и показал документы. После проверки все оказалось в порядке, но как только они начали уходить один их понял, что это мальчик которого ищут. Они попытались его схватить, он встал чтобы бежать, как вдруг из открытого окна поднялся снежный вихрь издав мелодию и тут же Фридрих остановился и начал дирижировать, он слышал мелодию и ничего более…
И вдруг повесть обрывается и начинается следующая:
2 часть
Июнь 1935 г округ Филадельфии штат Пенсильвания США
Майк и Фрэнки Фланнери из детского приюта Бишоп, они рано лишились родитель и были некоторое время под присмотром бабушки. Бабушка их научила играть на пианино и многим другим инструментам. Они всегда были не разлей вода. Но не все так хорошо всегда. Директриса собиралась отдать маленького Фрэнки в государственный приют, в котором обычно никто долго не жил, даже крысы. А Майка на ферму работать, чтобы деньги зарабатывал. В один день, принесли почту, там была газетка с новостью, что в город приезжает оркестр и будет выбирать лучших ребят, которые умеют играть на губной гармошке, победителю смогут найти хорошую приемную семью и гастроли по всему миру, мероприятие будет через три месяца. У Майка появилась идея, он накопит на гармонику денег, победит в конкурсе и найдет для брата семью. В один день директриса позвала мальчиков, они должны были сыграть на пианино, чтобы его купили. Пришел мистер Говард, послушав как играет Майк, приятно удивил директрису. Он забрал двух мальчиков. Когда они приехали в свой новый дом, девушка по имени Юнни плохо реагировала на них, так как ей нужна была девочка, а не два парня. Мальчики остались жить там, в один выходной они поехали за покупками и зашли в магазин губных гармошек, там им предложили поучаствовать в том самом мероприятии. Фрэнки быстро нашел себе гармошку, а майка позвала некая мелодия. Тогда он и нашел гармошку с эмблемой «В». Они вернулись домой счастливые, но Юнни так и не возлюбила их. Однажды Майк не выдержал и высказал ей всё. И попросил об одолжении он поступит в оркестр и больше не будет ей мешать, а за Фрэнки она присмотрит. Она согласилась, и помогала ему готовится к выступлению. За неделю до концерта, солнечным днем, когда Майк побежал за шляпкой Юнни увидел у нее договор, об отказе от мальчишек. Майк был в ужасе, они так сблизились, и он думал обещание в силе, а в итоге. Мальчик решил действовать. Ночью он разбудил брата, взял гармонику, и они сбегали через окно, Фрэнки спустился аккуратно, а вот Майк упал спиной на землю и единственное что он запомнил: «…слышал только птичий щебет, журчанье ручья по камням и свист ветра среди сухих деревьев.»
Можно сказать, сейчас будет последняя часть:
3 часть
Декабрь 1942 Южная калифорния США
Нас знакомят с девочкой по имени Айви, ее семья часто переезжала поэтому друзей у нее не было, как вдруг они задержались подольше на одном мест. Она нашла первую в жизнь лучшую подругу Арасель, также начала играть на музыкальном инструменте, а именно на гармошке, ее она получила от учительницы музыки. Гармошка с эмблемой «В». Она всегда носила ее с собой, в куртке брата, который находился в то время на войне. Айви выдалась возможность выступить соло на радио, и эту новость она хотела сообщить своим родителям в день выступления, но увы не получилось, ее семье пришлось срочно переехать в другой город. И она лишилась возможности выступить. Когда они приехали все было так прекрасно и красиво, что они своим глазам не верили. Им доверили ферму с домом, пока жители были в тюрьме, из-за того, что они японцы, хотя и воевали за США еще в первую мировую и живут более 40 лет на одном месте. Первыми в гости к семье Айви зашла семья Уорд. Мама с дочкой Сьюзен очень приветливые, а вот их отец нет. Девочки сразу подружились, но первая поездка в школу не задалась, оказывается та прекрасная школа что Айви с родителями видели по дороге, это лишь внешне коренным американцем, а Айви внешне не совсем была похожа, ее привезли в школу неподалёку где были куры, свиньи, а не только ученики и учителя. Но Айви справлялась она узнала об школьном оркестре и решила записаться, сначала все начали ее высмеивать, но после как услышали ее игру на гармошке, все стали молчать. И к Айви стали лучше относится. Но не все так легко, отец Сьюзен из-за потери сына свихнулся и пытался всеми способами доказать, что прежние жильцы японцы были врагами народа. И если у него получится, то Семья Айви лишится земли, которую они должны получить в скором времени, как приедет Кенни (сын прежних жильцов). Но у него не получилось, он пригласила поверенного осмотреть дом на доказательства сговора. Но по итогу нашли с помощью Айви лишь комнату с кучей различных музыкальных инструментов. После того дня все наладилось. Приехал Кенни, ему очень понравилось, как ухаживали за домом и фермой, и после подписали документы о передаче земли. Айви вручила ему гармошку как талисман, и он уехал. В один день, когда Айви и Сьюзен гуляли они увидели мужчину на велосипеде, который ехал в сторону дома Айви, он разносил письма скорби. Когда Айви прибежала в сторону дома она просто замерла…
А теперь мы дошли до самой интересной на мой взгляд части. Которая перевернула мой мир верх тормашками:
4 часть
Апрель 1951 Нью-Йорк
Мы встречаем взрослого Фридриха Шмидта, он главный дирижёр концерта, о котором мечтал всю жизнь, в его воспоминаниях, мы читаем как он все-таки добрался до отца и смог вызволить его и пройдя через множество препятствия добиться цели. Он поступил в дирижёрское училище, а после он выступал с концертами. Однажды он протер гармонику с наилучшими пожеланиями и оставил, ее где-то в зале.
У входа в здание где идет концерт остановилось такси из которого вышла тетушка Юнни, мистер Говард и юный Фрэнки, который учился на юриста и собирался помочь семье Шмидта. Майк также вспомнил как быстро пролетели 18 лет с того самого падения, оказалось он просто ошибся, тот договор нужно было подписать для соглашения, что мисс Юнни не собиралась делать. Майк поступил все-таки в тот оркестр и стал ездить по гастролям где был сбор для бедных учеников для музыкальных школ. И тогда он понял, что обязан передать гармошку, которая подарила ему жизнь.
Во время антракта Айви подбадривала себя и ей помогал Фридрих, она была самой юной в флейтовой команде. Она увидела своего брата, он ее также подбадривал, как и раньше в детстве. После приезда, мужчина вручил письмо, о том, что Фернандо ранен, но его спасли. И родители помогли ему стать на ноги. А Кенни вернулся с армии и всем рассказывал о его чудесном талисмане, который спас ему жизнь. Он рассказывал, что он слышал, как волшебные три мед сестры ему пели и читали различные книги. И помогли спастись. Когда пуля попала в гармошку, которая была в нагрудном кармане.
Этот концерт произошел благодаря гармошке, которая связала друг с другом шелковой нитью.
И вдруг нас снова возвращают в историю Отто, когда прошло около десяти лет. Он женилась, у него появился ребенок инвалид. Отто с женой Матильдой все делали для ребенка, хоть было и тяжело. Однажды он пошел на конкурс губных гармошек, где представил полную копию той гармошки что у него была с детства. И он победил, и сказали условия. Если он за сутки сделает точно таких 13 штук, то ему подарят небольшой магазин губных гармошек, где он сможет производить их сам. За ночь он все приготовил для этого, но не удача 13-ую гармошку зажевала собака. И тогда Отто решил, девочки благодаря этой гармонике спасли его однажды, пусть теперь и сама гармоника спасет кого-то, он сделал красную гравировку буквы «В», что означало вестник. И когда в гармошку попали во время войны в Кенни, именно тогда три сестры смогли продолжит свою собственную историю и освободится от чар злой ведьмы в том лесу.
Охх, вот это пересказ, в сравнение самой книгой это капля в море. Прочитав весь роман, я долга думала: «А как название связано с самой книгой, ведь нигде про эхо не было и слова?». Но я считаю, писательница под словом эхо подразумевала крик в самую душу. Ведь весь роман мы читаем про людей, чьё сердце протыкалось прекрасной музыкой и раскрывало их сердце по-новому, даже тех, у кого казалось его нет. Также хочу заметить, мне впервые попадается такой роман, где так резко обрывается часть жизни персонажа и резко начинается, новое имя, новая жизнь, и только привыкаешь, а уже всё, снова новый герой. Но я чертовски была удивлена и даже пустила пару слезинок, когда четвертая часть соединила столь нелегкие судьбы, в одном зале и они все даже не подозревают, что связаны «друг с другом шелковой нитью» благодаря гармонике.
Недостаток: Иногда встречались слова с плохим переводом, но это мелочь, также были моменты где ощущалось затянутость.
Вывод: 9/10, данный роман был приятен мне всё чтение, также он легкий и возраст не важен для прочтения прекрасной истории детей.
Рекомендую, книга погрузит в то тяжелое время для мира с другой стороны, со стороны музыки, а не крови и войн.
Цитаты:
«Иди вперед, шаг за шагом. Не слушай невежд.»
«В сумерках случаются загадочные вещи.»
«Не доверяй никому. Будь особенно осторожен с соседями и на работе.»
«Какую бы музыку ты ни выбрал, играй так, чтобы слушатели невольно слушали сердцем.»
«У всех есть сердце. Только иногда приходится потрудиться, пока его найдешь.»
«Если что-то слишком хорошо, так что даже не верится, это скорее всего жульничество.»
«Блюз- это музыка обо всех жизненных испытаниях, которые оставляют след в сердце человека. О том, чего хочется, а нет. Блюз- это песня, которая просится жить.»
«И сколько бы грусти ни было в песне – всегда найдется столько же и другого. Вроде как «может быть, когда-нибудь станет лучше».»
«Если хочешь от взрослых что-то получить или выведать, надо подойти и попросить вежлив.»
«Горе тяжелее всего нести в одиночку.»
«Торт дается прежде всего за старание.»
«-Почему ты всегда просишь дать тебе клятву? -…Иногда бывает, человек скажет «до встречи», а потом вы больше не встретитесь…»
«Девиз моего батальона: «Вперед, за правду!» Пусть и у нас в семье так будет.»
«Всем приходится за кого-нибудь сражаться, на поле боя или у себя дома.»