43 подписчика

Питирим Александрович Сорокин - русский и американский социолог и культуролог, педагог.

(1889-1968)

«… я лично очень рад, что даю кое-что для поддержки престижа русской науки»
П. А. Сорокин

Данный очерк посвящен выдающемуся отечественному ученому и мыслителю П. А. Сорокину (1889–1968) – «русскому классику мировой социологии». Судьба (заключившая крепкий союз с интеллектуальной мощью и трудолюбием Сорокина) предопределила ему относительный успех – как минимум, повсеместное признание его авторитета. Говоря прямо, его жизненные обстоятельства (включая аспект раскрытия творческого потенциала) сложились куда удачнее жизненных обстоятельств множества других «философских эмигрантов». Всего через год после вынужденного расставания с родиной (1922) ученый был приглашен в США для чтения лекций по истории и социологии русской революции. С 1924 г. по 1929 г. Питирим Сорокин – профессор в Университете Миннесоты. С 1929–1930 гг. работает в Гарварде, где в 1931 г. основывает факультет социологии, попутно получая в 1930 г. гражданство США. После основания в Гарварде факультета социологии для Сорокина открывается возможность назначения на должность профессора социологии этого прославленного на весь мир университета. Позиция гарвардского профессора в символическом плане – это своего рода вершина американской академической карьеры, предел «институциональных» мечтаний местных ученых. Такого рода назначение не сводится к чему-то сугубо «формальному» – это уважительный жест признания идейных заслуг ученого со стороны исследовательского сообщества. Еще одним жестом признания его заслуг стало избрание Сорокина в 1965 г. на пост президента Американской социологической ассоциации. Питирим Сорокин был не просто глубоким теоретиком, уточняющим концептуальные основания собственной дисциплины, автором новаторских эмпирических исследований (например, в рамках сравнительного изучения представителей аграрного класса разных государств и т.д.) и разработчиком целых отраслей социологической науки (скажем, он был, по крайней мере, одним из отцов-основателей социологии знания, наряду с Дюркгеймом, Шелером и Маннгеймом). Он был философом, причем не только, что более-менее очевидно, социальным философом, философом права или же культуры, но и философом без какого-либо сопровождающего «родительного падежа». Иными словами, это был мыслитель универсального профиля, хотя и со своими когнитивными интересами, склонностями и излюбленными проблемами. Не вызывает сомнений, что гениальность Сорокина как ученого не в последнюю очередь связана с даром философского мышления. Мы не станем в небольшом вводном тексте подробно рассказывать о таких центральных для Сорокина темах, как, например, социально-историческое бытие знания, его общекультурная функции и несводимость к набору установленных фактов. Отметим лишь, что для Сорокина конкретно-историческая динамика знания всегда шире исключительно «эпистемического» контекста. В том, как общества организуют познание, как сохраняют познанное, насколько серьезно включают его в целостность жизни и интегрируют отдельные знания в общий смысловой контекст, сказывается нечто важное об образующих и сцепляющих их культурах. Питирим Сорокин сумел внести вклад в интеграцию знания, в том числе – двух интеллектуальных традиций (русской и американской). Его успех – это успех инициатора продуктивной культурной встречи, которая ведет к сближению разных традиций, а значит – к лучшему пониманию самих себя по мере улучшения понимания другого. Что же конкретно придает сорокинской социальной мысли черту «классичности» и энергию преодолевать временную дистанцию между собой и нами? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к статье канд. соц. наук М. В. Ломоносовой «Российский вклад в мировую социологию: осмысление и актуализация научного наследия П. А. Сорокина в XXI веке». Приводим выдержки из текста:

«П.А. Сорокин стоял у истоков многих современных социологических теорий и отраслевых социологических дисциплин, являясь русским классиком западной социологии. Ему следует отвести особое место в плеяде мыслителей, чьи труды оказали фундаментальное влияние на развитие социологии как научной дисциплины в теоретико-методологических вопросах и институциональных аспектах. Характерно, что российские традиции социологического образования, заложенные в начале 20 века М.М. Ковалевским, Е.В. Де-Роберти, Л.И. Петражицким, Н.И. Кареевым и другими выдающимися российскими учеными, несмотря на то, что в России начиная с 20-х гг. прошлого века и вплоть до 1980-х гг., социология была вытеснена из корпуса гуманитарного знания и заменена историческим материализмом, все-таки получили свое дальнейшее развитие благодаря научной и организационной деятельности П.А. Сорокина. Во многом его мировоззрение как социолога было сформировано под мощным влиянием его учителя — М.М. Ковалевского, который, как ученый, в своем научном творчестве руководствовался как личными, так и общественными интересами. <…>

После высылки в 1922 году из России П. А. Сорокин активно преподавал в университетах США и был приглашен в Гарвардский университет в 1930 г., где создал департамент социологии и заложил основы Гарвардской социологической школы. Двадцать пять лет самой активной научной и организаторской работы были связаны у него с этим ведущим гуманитарным академическим заведением США. Крупнейшие американские социологи сформировались внутри возглавляемой П.А. Сорокиным гарвардской школы: Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис, К. Лумис, Дж. Райли и др. Благодаря П.А. Сорокину Гарвард стал одним из главных центров теоретической социологии в США, что подчеркивает значимость российского вклада в мировую социологию.

Идеи и научные теории П. А. Сорокина принесли свои плоды не только в профессиональной социологической среде, они во многом легли в мировоззренческий фундамент современной культуры и общества в целом. <…>

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) - русский и американский социолог и культуролог, педагог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) - русский и американский социолог и культуролог, педагог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Значительный удельный вес идей Сорокина П. А. в формировании идеологии и мировоззрения западного общества лучше всего иллюстрируется с точки зрения И.А. Голосенко, с одной стороны, огромным количеством оригинальных работ, необычайно широким диапазоном научно-исследовательских интересов, многочисленными тиражами, переизданиями и переводами на другие языки, а с другой стороны, — обширной критической и комментаторской литературой в США, Англии, Италии, Франции, Индии и многих других странах. Вот уже прошло почти полвека с тех пор, как И.А. Голосенко защитил первую диссертацию в СССР, посвященную научному творчеству П.А. Сорокина, которая продемонстрировала для советских ученых значимость его социологического наследия, тем не менее, вряд ли сегодня можно найти ещё одного классика социологической мысли, чьи работы, имея уже более чем столетнюю историю издания и выхода в свет первых работ, регулярно переиздаются и находят свою читательскую аудиторию.

Развитие социологии как научной дисциплины в 20 веке с очевидностью показало, что Питирим Сорокин являлся и является по настоящее время самым продуктивным и наиболее переводимым социологом в истории этой науки. И это мнение не только российских социологов, стремящихся вернуть наследие великого ученого на родину, но и мнение ведущих мировых социологов (Дон Мартиндэйл, Козер и др.). Сегодня к наследию Питирима Сорокина все чаще обращаются гуманитарии стран восточноазиатского и латиноамериканского регионов в поисках альтернативных моделей развития и выхода из кризиса как экономического, так и морально-нравственного, в который все глубже скатывается современное общество. <…>

Ярким подтверждением актуальности научного наследия П.А. Сорокина служит его книга «Власть и нравственность. Кто должен сторожить стражей?», которая была издана в разгар «холодной войны», в 1959 г. в США и практически сразу была переведена и издана в Японии, Индии и Франции. Эта работа, как и многие другие его работы позднего периода, прошла малозамеченной, до сих пор не издана на русском языке, однако сегодня многие идеи и данные, собранные в ней, могут быть интересны не только специалистам в области философии, политической науки и социологии, но и обычному современному человеку, который живет в быстроменяющемся социуме на гране войны и постоянных конфликтов, и кризисов. Мотив манипулирования общественным мнением, интересами и потребностями населения в интересах «политического меньшинства», красной нитью проходит в его исследовании «Власть и нравственность. Кто должен сторожить стражей?», в котором он вновь обращается к проблемам политической власти, только в качестве материала для исследования выступает не личный опыт политического участия в революционных событиях в России начала ХХ века, а исторические данные, результаты многочисленных социологических исследований и факты из современной ему политической жизни Соединенных Штатов Америки. В своих воспоминаниях П.А. Сорокин писал о том, что когда он после выхода книги в свет послал экземпляры с дарственными надписями президенту Эйзенхауэру, Н.С. Хрущеву и нескольким сенаторам, и конгрессменам Соединенных штатов, то к своему удивлению получил благодарственные письма от всех них. Это свидетельствовало с его точки зрения о том, что они сами и их секретари не читали книгу и отреагировали на её получение с «автоматической вежливостью», не осознавая и не представляя её весьма «подрывной», эпатирующий их чувства характер.

Интерес П.А. Сорокина к проблемам политики, власти и нравственности был постоянным на протяжении всей его научной биографии и это может быть актуальным направлением для будущих исследований. П.А. Сорокин принадлежит к редкому числу выдающихся ученых, интерес к которым не ослабевает со временем и на каждом последующем этапе истории открываются новые возможности для осуществления нового прочтения и познания значимости их трудов.

Стоит обратить внимание исследователей и на ещё один аспект научного творчества П.А. Сорокина – его методологические ориентации и установки при проведении социологических исследований и социологию знания. Обычно эта тема редко поднимается на страницах монографий и научных статей, являясь в тоже самое время, очень актуальной с точки зрения перспектив развития гуманитарного знания в целом. Социология знания, являясь теоретической областью социологии, изучает прежде всего, с различных теоретико-методологических позиций проблематику социальной природы знания. В проблемное поле социологии знания в настоящее время входит анализ социальной природы знания; мышления, его исторического развития; когнитивных систем и познавательной деятельности общества; гносеологические основания социологии. Многие принципы современной западной социологии знания складывались либо в рамках феноменологической исторической теории (Шелер), либо в рамках ранней аналитической социологии (Дюркгейм). Важнейшей чертой социологии знания Сорокина является попытка соединения этих 2-х типов в едином синтезе. Поэтому его конструкция сочетает в себе принципы «историзма» и «квантификации», которые, впрочем, подчинены другому, самому главному принципу. Таким принципом Сорокин считает «культурное основание» знания. Социология знания Питирима Сорокина, являющаяся с его точки зрения, частью социологии культуры, пронизана влиянием интуитивизма. Научное знание с точки зрения П.А. Сорокина в качестве части «системы истины и знания», которая в свою очередь является фундаментальным «отсеком» культуры. «В интегрированном или не интегрированном виде эта система (истины и знания) воплощается в том, что расплывчато именуется религиозной, философской и научной мыслью данной культуры». <…>

Публичная лекция Питирима Сорокина, США.
Публичная лекция Питирима Сорокина, США.

Ещё одна яркая страница научного творчества П.А. Сорокина — его пионерские исследования в области проблем сельской социологии. Сорокин П.А. впервые в истории сельской социологии США вывел ее за пределы провинциальной замкнутой науки, предприняв сравнительный анализ европейского и американского аграрных классов, анализ фермерских классов по отношению к городским классам и что самое важное, ввел в оборот теоретическое наследие европейской и российской социологической науки. Именно эти работы стали первыми фундаментальными работами в области теории социологии села и города, выступив в качестве основополагающей вехи в развитии этого направления в США, до сих пор сохраняя свое значение… <…> степень и глубина изучения проблем города и села в американский период творчества, безусловно доказывает, что он опирался на концептуальный базис изучения аграрных проблем, сложившийся в России в первой половине 20 века. И здесь, прежде всего стоит отметить имена ученых, внесших свой вклад в изучение проблем города и деревни – В.П. Семенов-Тян-Шанский, С.Н. Булгаков и Н.Д. Кондратьев.

Стоит отметить, что конец 20 – начало 21 века обозначили совершенно новые критерии принятия решения о публикации научных трудов, и в их числе основным и наиболее значимых выступает – коммерческий успех издания. Логика проста – с одной стороны, издается та литература, тираж которой будет востребован на книжном рынке. С другой стороны, издаются результаты исследований, имеющие под собой поддержку в форме издательских или исследовательских грантов. В этой ситуации, современные переиздания трудов Питирима Сорокина отчасти выступают в качестве индикатора значимости его исследований, не потерявших свою актуальность в 21 веке.

Анализ источников и историографической ситуации со всей очевидностью свидетельствует о разрыве, сложившимся в практике российских и американских историко-социологических исследований вопроса изучения роли и вклада теоретико-методологического наследия П.А. Сорокина в мировую науку. Собранные к настоящему моменту документы, архивные материалы и результаты историко-социологических исследований позволяют не только ввести в научный оборот новые данные из истории отечественной социологии, но и переосмыслить в целом процесс становления социологии как научной дисциплины в России и по праву обозначить ее место в развитии современной социологической науки, подчеркнув значимость научно-исследовательских традиций, привнесенных в мировую науку учеными-эмигрантами в первой половине 20 века. <…>

Его работы, посвященные анализу современного общества, поражают глубиной интуиции и научного анализа, а также нельзя не отметить и такую их весьма яркую и характерную черту – попытку создать «нравственную историю XX века». Несмотря на то, что такие его работы как, «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928) и «Социальная и культурная динамика» (1937- 1941) стали классикой мировой социологии, на русский язык они были переведены лишь несколько лет назад. А работы российского и более поздние работы американского периодов творчества так и остались «на обочине» отечественной социальной мысли, недостаточно изученными и востребованными, несмотря на их большую научную и практическую значимость. Российский период научного творчества включает в себя около 200 научных трудов (первые публикации увидели свет в 1910 году, включая публицистические статьи, научные рецензии и отзывы), равноценен по количеству и американский период творчества».

Расширенный список русских философов: перейти