С покупкой пионов в давние давние времена, когда СССР уступала место молодой неокрепшей России были сплошные заморочки. Если тебе посчастливилось познакомиться с истинным коллекционером, то ты почти был защищен от пересорта. Хотя далеко не всегда. Ведь коллекционеры также, как и мы, простые смертые, приобретали свои сорта, как правило, через Ботанические сады.
Итак, вернувшись в те далекие времена, я закрываю глаза и вижу перед собой прекрасное здание ГБС РАН им. Цицина.
Поскольку 28-30 лет назад я не собирала никаких коллекций, а покупала пионы исключительно для дизайна сада, то я спокойно относилась к тому, что вместо Сары Бернар зацветал другой сорт, например, Сольвейг. Ну оба сорта махровые, ароматные, поздние. Окраска правда разная - у Сары Бернар холодная розовая, а у Сольвейг - белая с легкой розовинкой во время роспуска. Но я не успокоилась и решила повторить эксперимент, отправившись к куратору коллекции пионов в Главный ботанический сад разваливающейся страны. Сад был в жутком запустении... время суровый спутник, требует постоянного ухода. А в перестройку до растений ли было.
Итак, второй поход за Сарой... обернулся полнейшим фиаско... Трехлетнее ожидание чуда под названием Сара Бернар (вы видите его на фотографии внизу) обернулось истинным Сюрпризом.
Вместо Сары распустилась огромная как тарелка ромашка насыщенного розового цвета с желтой серединкой и ужасающим "ароматом".
Ну... японских сортов в то время на участке у меня было мало и я опять же не сильно расстроилась. Огорчал лишь тот факт, что у распустившегося пиона был чудовищно неприятный аромат, а посажен он был прямо у самого крыльца, чтобы "мифический" аромат Сары радовал при выходе из дома.
Этот чудесный сорт я определила много позже... когда принесла его на выставку "Поздние пионы" в Клуб "Цветоводы Москвы" еще на Новинский бульвар. И там Владимир Меерович Дубров сразу же определил мой незадачливый НЛО (неопознанный летающий объект, если кто не в курсе - так я называю всех, у кого утрачена сортность) как прекрасный пион "Сюрприз" селекции Красновой Надежды Сергеевны.
В ГБС она работает с самого начала и до 1956 года. Занимается пионами, флоксами и хризантемами. Является старшим научным сотрудником отдела цветоводства. В это время выходит несколько ее книг по этим культурам. Интересна и ее работа с любителями-селекционерами, членами МОИП и Клуба "Цветоводы Москвы".
Совершим небольшой экскурс в историю селекции пионов в нашей стране
В первые послевоенные годы из Германии в Главный ботанический сад поступило около 200 сортов пионов, в основном французской селекции. Много было пересортицы и путаницы в названиях сортов. В 1949 году была создана селекционная группа с целью выведения отечественных сортов пионов.
Перед селекционерами были поставлены сложные задачи
- получить куст компактной формы с крепкими, прямостоячими стеблями
- цветок должен был обладать высокодекоративными качествами - цвет, форма, махровость, аромат
- вывести срезочные сорта с длиной цветоносов 35-40 см
- создать сорта разных сроков цветения: от ранних до поздних
Наших селекционеров сразу же ждал успех. Пионерам отечественной селекции пионов удалось получить сорта, которые сохранили популярность до наших дней. А именно результатом работы Надежды Сергеевны Красновой стали сорта: "Аркадий Гайдар", "Памяти Гагарина", "Памяти академика Цицина", "Варенька", "Снегурочка", "Первый букет", "Весенний", "Мираж" и один из последних ее сортов "Сюрприз".
"Сюрприз" был зарегистрирован в 1957 году. Сорт я японской формой цветка и пряным ароматом. Зацветает в средне-поздние сроки и благодарю большому количеству боковых бутонов завершает свое цветение одновременно с самыми поздними сортами.
Цветок ярко розовый, стаминодии ярко-желтые, позднее серединка цветка светлеет до кремового. Цветок очень крупный, диаметром 18 -22 см. 2-4 боковых бутона продлевают цветение куста до 1 месяца. Куст харизматичный 90 см высотой, крепкий.
Поскольку цветы срезочные, возвышаются над темно-зеленой листвой на 30 см, то лучше обеспечить подвязку или опору, чтобы в случае дождя или ветра куст не развалился. Хотя, я не редко его связываю.
Единственное чего я не рекомендую делать, так это вдыхать аромат этого восхитительного и очень яркого сорта. Он напоен специями и привлекателен для пчел и других насекомых, но явно не для человека.
Читайте канал ЦВЕТЫ В САДУ. Здесь вы найдете интересную и только проверенную информацию. НОУ-ХАУ ведущих цветоводов, проверенные на собственном опыте автором.