В своё время невероятно известный в советские годы педагог и писатель В.А. Сухомлинский сказал: «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Идея стала очень популярной. Откуда она взялась и как на самом деле обстоят дела?
В середине прошлого века под руководством М.М. Кольцовой (1961) была проведена серия экспериментов. Дети, с которыми выполняли упражнения, развивающие мелкую моторику, получили невообразимый скачок в выработке умственных навыков по сравнению со сверстниками. Некоторые из них уже через три - четыре дня начинали говорить. Похожие данные были получены и в других исследованиях (В.И. Бельтюков, 1977; Л.А. Кукуев, 1968). Возникла гипотеза, что моторика как-то связана с речью.
Сторонники этой теории объяснили такую связь тем, что области мозга, отвечающие за движения пальцев рук и артикуляцию, находятся рядом.
При этом никаких нейрофизиологических серьезных исследований, подтверждающих эту прямую связь между развитием соседних областей головного мозга, представлено не было.
Для логопеда это стало «спасительной тростинкой». Ребёнок не говорит, что же с ним делать??? Посадить за стол, дать в руки фигурки, пазлы, бусы - и вперёд! Перебирай пальчиками. Вроде так и речь должна развиваться.
Но на практике мы видим несколько иную картину. Есть дети, которые не могут пуговицу застегнуть и завязать шнурки, но отлично разговаривают (быстро, бегло, бойко!). И наоборот, есть дети, которые прекрасно орудуют ложкой, справляются с ЛЮБЫМИ пазлами, а при этом их речь неразборчива и сильно отстаёт от сверстников.
На самом деле есть две правды. Первая. Мелкая моторика в большей степени развивает саму мелкую моторику. Вторая. Мелкая моторика также развивает планирование действий, и способствуют выстраиванию связей между полушариями.
Так вот, похоже, что, моторика развивает не столько саму речь, а сколько навык планирования сложной артикуляции, необходимой для произнесения последовательности звуков. Кстати, важна не только мелкая моторика, но и общая моторика. К примеру, в книге О.Н. Ефимова «15 мифов о детской речи» даётся указание на то, что эффективнее всего работают упражнения, в которых требуется выполнение непривычных действий по сигналу. Это может быть полоса препятствий, когда нужно сначала пройти по узкой дорожке, потом проползти в тоннеле, затем перепрыгнуть с кочки на кочку и т. д. Также рекомендуется выполнение пальчиковых упражнений. В игровой форме ребенок совершает определенные действия под слова ритмичного стишка или просто по команде.
Именно так мы работаем в наших Центрах Развития Мозга. Когда я провожу занятия, то у меня ВСЕ дети выполняют различные упражнения, развивающие как мелкую, так и крупную моторику. Кстати, поначалу обычно у них нет энтузиазма, но уже к занятию пятому – шестому сами просят. Им даже это нравится, особенно, когда мы делаем «бабочку» (вертолёт) и одновременно «пятка –носок». Это такие движения, которые перекочевали в современные танцы («хип-хоп», «электро» и т. д.). Дети такие упражнения воспринимают как игру. И нет раздражения от занятий, а напротив, только положительные эмоции.
Все упражнения, которые мы выполняем на занятиях, делают наш мозг пластичнее. Он обучается выстраивать связи, в областях, завязанных на координацию движений, на восприятие слухового стимула и поиск моторного эквивалента в памяти.
Важно добавить, что в более современных исследованиях выяснилось, что с моторикой не всё так просто. Оказалось, что взаимосвязь действительно есть, но не во всех группах детей с нарушениями речи. У детей с нарушениями интеллекта эта связь падает почти вдвое. То есть, с детьми с умственной отсталостью будет как минимум вдвойне сложнее добиться похожего результата по сравнению с детьми без таковой. В исследованиях Винатевой доказано, что для детей с нарушениями интеллекта характерно наличие трудностей кинетической регуляции артикуляционных движений. Более того, для этих детей необходим особенный набор упражнений направленных на развитие как мелкой, так и общей моторики (Винатева, 2002). Подробнее об этом вы, например, можете прочитать в работе Винатевой Т.Н. «Коррекция мелкой моторики в связи с развитием сенсомоторного компонента речи у первоклассников с нарушениями интеллекта».
Задавайте вопросы в комментариях.
Будьте здоровы Вы и ваши дети!
Автор статьи:
Илья Андреевич Мартынов, психофизиолог, нейробиолог, научный руководитель Центра Развития Мозга
https://spb.neurotrainings.ru/
Задать вопрос Илье Андреевичу Мартынову