11 февраля отмечается день женщин и девочек в науке. В этот день моя лента ФБ разрывалась от поздравлений и пожеланий, но на самом деле день был выделен для того, чтобы женщинам в науке стало легче жить и добиваться результатов. В тексте собраны истории, а еще больше вы можете узнать, если посмотрите фильм "Picture of scientist" на Netflix.
Женщины несколько десятков лет назад получили доступ к любым научным специальностям, но до сих пор сталкиваются с предвзятым отношением к своим способностям - их пытаются не замечать, а на мужских научных советах предпочитают обсуждать их личную жизнь, а не научную продуктивность, рассказали опрошенные РИА Новости женщины-ученые.
ВРЕМЕННЫЙ ПРАЗДНИК
Как отметили ученые, День женщин в науке, который отмечается 11 февраля, - это дань уважения к вкладу женщин, а также стремление сделать их более видимыми в условиях, когда две третий ученых - мужчины.
По мнению кандидата химических наук, старшего преподавателя Университета ИТМО, президента Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) Александры Борисовой, отдельный день для женщин в науке - мера, может быть, временная, но необходимая.
Противоположных мнений придерживаются полный профессор института имени Джорджа Мейсона (США) Анча Баранова, которая не считает выделение женского вопроса в науке необходимым, и старший преподаватель факультета географии и геоинформационных технологий ВШЭ океанолог Полина Вереземская, полагающая нужной такую меру, чтобы отдать дань незаметной работе женщин на протяжении веков.
КАК ЭТО УСТРОЕНО
Эксперты пояснили, что впечатление о давно открытых для женщин дверях в науку - ложное. Например, до середины 80-х годов женщины по уставу кафедры океанологии МГУ не могли на нее поступить, а в США до 70-х годов женщины не могли приходить в университеты Лиги Плюща - ассоциации восьми частных американских университетов. Это значит, что сейчас еще есть профессора, которые ходили в университеты и делали там карьеру, когда женщин там не было совсем. Кроме того, большинство преподавателей в вузах - мужчины.
Как уточняет Вереземская с таким бэкграундом экзаменаторы-мужчины могут ставить девушке высокий бал, объясняя это ее внешностью и гендером. Ученая советует в подобной ситуации обращаться в учебную часть вуза и просить пересдачу у другого преподавателя или даже на комиссии.
Похожую ситуацию описывает Борисова, которой на защите кандидатской указали, что главное - это хорошо сидящий костюм.
"Сначала ты думаешь, что правда - главное костюм, но потом выясняется, что это небезобидно. Далее выясняется, что ты будешь сидеть в лаборатории и, может быть, станешь, замзавлабом - не больше. Защищаться ты тоже будешь в последнюю очередь, когда все мужчины перед тобой защитились. После семи лет в лаборатории я ушла, потому что перспектив не было", - рассказала она.
ОСТАНОВИТЕ ЧАСЫ
Борисова также указывает на проблему в научной карьере, связанную с возрастными ограничениями. Дело в том, что большинство грантов и программ поддержки имеют ограничения по возрасту претендентов на них. Если до 30 лет человек не защитил кандидатскую, а лучше докторскую диссертацию, то остается очень мало времени, чтобы начать получать самостоятельные деньги на свою науку. Поэтому в существующей системе возникает проблема с продолжением научной карьеры при рождении ребенка.
По словам собеседницы агентства, если женщина выпадает из научной карьеры из-за рождения ребенка, то есть не публикует статьи, она автоматически становится "хуже" своего конкурента того же возраста. Решить эту проблему можно с помощью "остановки часов" - это означает, что если у женщины отпуск по рождению ребенка, то это время "выкидывается" из стажа научной карьеры. В Европе и России такая схема уже существует.
ОНИ МЕНЯ ИГНОРИРУЮТ
Еще одна проблема, по словам экспертов, касается попыток мужчин не замечать женщин в научном коллективе.
"Я стала первой женщиной в этой лаборатории, которая в основном состояла из сотрудников института вычислительной математики РАН. Большинство из них не обращали на меня внимания», - рассказывает Вереземская. При этом, по ее словам, один из старших коллег в лаборатории имел привычку пристально смотреть на нее, когда она разговаривала – будто бы его удивляло, что она вообще может тут говорить.
Она советует выбирать научного руководителя, который будет относиться всерьез к своей подопечной, то есть не станет давать легкие задания или переписывать работу студента, а будет давать рекомендации. Если некомфортно работать с мужчиной, то в любой специальности есть возможность найти женщину-руководителя, считает собеседница.
Борисова вспоминает о своей работе в Германии, где на общей кухне университета пили кофе только мужчины-профессора. И было правило, что профессора друг друга называют на "ты", а остальных на "вы", это такая подчеркнутая граница и игнорирование, отмечает она.
"Со мной не разговаривали. Мне хотелось уйти и пить кофе в своем офисе, но я остановила себя и решила пить кофе в этой комнате. Я стипендиат фонда Гумбольдта, я работаю на этом этаже, и я имею право находиться на этой кухне, она и моя тоже. Потихонечку они привыкли. Однако когда я подружилась с одним из них, про нас пошли слухи о нашем романе, хотя ничего и близко не было. А если бы и было - какое это имеет отношение к работе? Никакого, мужчину на работе по романам не оценивают, а женщину почему-то да", - добавила Борисова.
КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ
"До сих пор женщины стоят вторыми, третьими и десятыми авторами статей, но не первыми. Непонятно, почему так происходит. Я не могу сказать, что это гнет, это просто привычка", - отмечает Вереземская.
Баранова вспоминает, что единственная претензия к ней со стороны мужчин была также связана с местом среди авторов работ. Она уточнила, что критика была в том, что во многих статьях фамилия "Баранова" стояла в середине списка авторов, а не в начале или в конце, на самых важных местах. Профессор делала это намеренно, что продвинуть своих студентов по карьерной лестнице.
Она также рассказала, что, когда около 15 лет назад она подавалась на очередную профессорскую должность, один из коллег, как ей передали, на рассмотрении кандидатур позволил себе достаточно некорректное гендерное замечание. «Но, во-первых, мне все-таки дали тогда следующую ступеньку, так что переживать тут не о чем. А во-вторых, мне тогда не до того было, потому что я была беременна", - отметила Баранова.
Борисова же напомнила о том, как бывший ректор Высшей нормальной школы в Пизе (Италия), физик Винченцо Бароне дал очень честное интервью, где сказал, что если в зале нет ни одной женщины, то на ученых советах начинают обсуждать женские достоинства кандидата-женщины, а не ее работу.
ЧТО ИЗМЕНИТ СИТУАЦИЮ
По мнению Вереземской, силой заставить мужчин пустить женщин в науку не получится, этому может способствовать только положительный опыт работы с женщинами, которые оказались перспективными и работоспособными.
"Если вы чувствуете, что вы такая девушка, то надо пробовать и идти до конца. Не бояться идти туда, куда хочется. Если вам нравится математика, но вы, может быть, не очень в ней сильны, идите туда, куда хочется. Поверьте, вы дотянете», - отметила она, призвав отбросить установки, что «девочка не может быть успешной в математике», и поверить в себя.
Баранова пояснила, что то, что могли себе мужчины позволить по отношению к женщинам 30 лет назад не только в науке, сейчас мгновенно бы вызвало скандал.
"Тогда для меня это была часть жизни, нормальная часть - и отношение у нас было, точнее у меня, вообще никакое. Наверное, я и сейчас не обращаю внимания на гендерную дискриминацию, потому что выросла вне этого поля", - добавила она.
По мнению Борисовой, женщинам могут помочь только они сами, потому что в текущей ситуации большинство женщин-ученых не готовы рассуждать о неравенстве полов.
"Женщинам с таким трудом достается место под солнцем науки, что терять его и прослыть скандальной дамой очень не хочется. Тем более, что от такой борьбы женщина ничего не выигрывает, а только проигрывает. Ты просто помогаешь людям, которые идут за тобой. Для того, чтобы твой голос звучал, ты должна чего-то добиться, а не выглядеть, как обиженная аспирантка. Но, когда женщина уже чего-то добилась, ей уже не до того, чтобы быть активисткой. Опять же: ты профессор, но ты сидишь в учетом совете и тебе надо продвигать своих студентов, а если ты будешь скандалить, то сделать это будет сложнее", - пояснила она.
Материал опубликован на новостностной ленте РИА Новости