Я держу ферму в Подмосковье и занимаюсь поставками экологически чистого мяса кроликов, кур, гусей и уток. Основной упор делается на кроликов. В нашем случае – это самый выгодный товар и главное животное на ферме.
Я хотел бы поделиться, почему современному фермеру необходима автоматизация процессов и, не делая рекламы, рассказать, как она прошла у нас.
О производственном графике
Наши кролики гуляют около лесного массива. С одной стороны у них лес, с другой озеро. Всего их около 2000 особей, разделённых на группы в 32-33 особи.
Сам по себе процесс выращивания очень цикличен. Для каждой группы за определённое время нужно выполнить ряд задач.
Всё происходит строго по календарю: понедельник – несколько групп идут на покрытие, вторник – на прививку, среда – время пересадки или перемещения групп по разным клеткам, четверг – подготовка к окролам, которые пройдут до воскресенья и т.п.
Каждую неделю крольчата появляются в разных группах. Раньше на всё хозяйство была заведена таблица Excel – относительно удобно, но мы нашли способ лучше.
В 2017 году одна фирма по производству софта поставила нам свой «органайзер». Познакомились случайно. Они напрямую заказали у нас кроличье мясо и тушёнку, а я задал интересующие меня вопросы.
О том, что именно стало лучше
На рынке совсем мало хороших программ по кролиководческим производствам. И те, которые я до этого встречал ставят акцент на расчёте себестоимости мяса с учетом расхода комбикорма. Это тоже важная задача, но в наших целях вторичная. Прежде всего нужна была организация работы фермы.
Вместе с партнёрами мы подобрали хорошую платформу-органайзер именно для «управления фермой». Она создавалась не под кроликов, но идеально подходила и к ним. Причём блоки реализации и учёта были в достаточном количестве в базовой версии продукта.
У нас УСН под 6%, и нам легко было вести бухгалтерию с помощью платформы. К тому же в ней был сразу и справочник контрагентов для их проверки.
Блок распределения задач мы оставили без изменений, а вот управление производством пришлось адаптировать под «кроличьи» нужды. Мы добавили:
1) Жизненный цикл поголовья кроликов
- покрытие;
- пересадки;
- прививки;
- окрол;
- забой;
2) Процессы забоя и переработки мяса
Что мне понравилось, что все блоки настраивались по моей модели Excel, т.е. учитывали именно те факторы, которые были важны нам. Программное решение на 5 пользователей обошлось нам в 31 800 рублей разового платежа.
О том, почему я советую всем автоматизироваться
Во-первых, решилась, так называемая, проблема «бесхозных» кроликов. Она встречается на каждой ферме. Уследить за всеми очень трудно. Возникают ситуации, когда не понимаешь, откуда взялось то или иное животное.
На клетке висит информация с данными от кого и когда родился кролик, но вот приезжает ваш сотрудник с чаном комбикорма, и сбивает часть табличек. Ситуация частная, а последствия неприятные: нераспознанных приходится списывать. А с программой удобно: родился = «поступил на склад». Есть информация по каждой клетке, и её можно восстановить.
Во-вторых, пропала проблема срыва работ. Календарь органайзера сам напоминает мне, когда и что нужно сделать. Он даже указывает, каких именно кроликов и какой процедуре необходимо подвергнуть.
Наконец, план органайзера можно легко перепоручить сотрудникам на ферме. Это гораздо проще, чем отслеживать Excel. Сейчас я приезжаю «на работу» всего 2 раза в неделю, а раньше приходилось здесь ночевать.
В общем, если у вас большое хозяйство, то автоматизация определённо стоит своих денег. Мнение не навязываю, у нас так.