Найти тему
Филипп Тарасов

О картине русского художника Николая Рериха «Держательница мира»

-2
-3
-4
🔘Хочется внимательнее всмотреться в одну из любимых картин, принадлежащих кисти русского художника Николая Рериха. Это написанное в 1933 году полотно «Держательница мира». Мы видим женскую фигуру на фоне звучащего синевой пейзажа. Пейзаж и природный, и одновременно с этим духовный, выражающий внутренний мир человека. Ландшафт жизни человеческого духа разнообразен , в нем могут и низины, и болота, и равнины, а могут быть и вершины.      🔘Именно к вершинам духа взошла эта женщина - кто знает каких усилий ей стоило такое восхождение?! К сияющей спокойствием ровной глади горного озера, из глубин которого буквально вырастает ввысь вся композиция : и величавый, загадочный горный массив, и яркий акцентный участок почвы, контрастирующий со спокойными и холодными оттенками небес и скалистых уступов.                                                                                      🔘Вновь обращает на себя внимание композиционный приём, фигура помещена не в центр картины, а изображена слева, словно напоминая нам прием японской живописи, где мастера часто значимый по смыслу визуальный акцент смещали в сторону, при этом оставляя большую часть картины для незаполненного фигурами пространства, для пустоты, напоминающей о значительной буддистской концепции Шуньяты - Великой Пустоты. Можно вспомнить в этой связи слова Святослава Рериха - сына Николая Константиновича Рериха: «Как же это чудесно, что мы, даже с нашим физическим зрением, можем вглядываться в нашу нескончаемо протяженную Вселенную, где нам является Беспредельность и говорит с нами через мириады звезд и миров. Точно мы можем слышать бесчисленные голоса из той Великой Пустоты, которая и содержит и несет в себе и представляет собой Все, что было, есть и будет».
🔘Визуально фигура женщины - высочайшая точка, выше, чем любая из горных вершин. Она словно вертикаль, соединяющая небо и землю, вспоминается и древнейший сюжет Древа Жизни, коему так часто уподобляются подвижники духа.

🔘Кого же изобразил мастер? Рерих нередко прибегает к авторским, преображенным цитатам из выдающихся художественных произведений разных эпох. Прообраз этой фигуры - одна из знаменитых скульптур Нюрнбергского собора, созданная в XIII столетии,  - маркграфиня Ута Мейсенская, в девичестве графиня фон Балленштедт. 
🔘Хрупкая женственность сочетается в ней с волевыми чертами лица, об этом свидетельствуют и линия губ, и сосредоточенный на внутреннем мире взгляд, он  отведён вниз и в сторону, подчеркивая самоуглублённость образа. Создаётся впечатление необыкновенной царственности облика. Она изящно поддерживает рукой ткань плаща, которым укрывается, словно защищаясь от ветра и угроз внешнего мира. Этот жест делает возвышенный облик ближе к зрителю, потому что мы помимо духовной мощи, мы угадываем и чувства, знакомые каждому - здесь это стремление спрятаться от ветров.                                                                   🔘В левой руке маркграфини художник изображает ларец, в котором скрыта священная реликвия. Тот самый ларец, который был передан Рерихам в Париже. Согласно легенде в нем хранился тот самый предмет, которому в XIII веке посвятил строки Вольфрам фон Эшенбах в рыцарском романе «Парцифаль», это камень, который в тексте романа несёт прекрасная женщина, увенчанная короной, – королева Репанс де Шой (ст.-фр. «раздающая радость») из рода хранителей Грааля: «Явленье чудесное произошло. Не солнце ль вспыхнуло так светло, что ночь, казалось, отступила? Нет! Королева в зал вступила! Лучезарным ликом зал освещала, чудеса великие предвещала... И перед залом потрясённым возник... светлейших радостей исток… райский дар, преизбыток земного блаженства, вожделеннейший камень Грааль».                                                              🔘Известно, что Рерих посвятил эту картину своей супруге - Елене Ивановне, её образ соединился в художественном полотне с образом маркграфини Уты, а ларец в её руках появится позже на этом портрете Елены Ивановны, написанном ее сыном - Святославом. Возвращаясь к названию картины «Держательница мира» нельзя не вспомнить о значимых христианских аллюзиях, ведь и сам камень в ларце ассоциируется с христианской реликвией, воспетой Средневековьем. 🔘В христианском наследии есть прекрасная по своей глубине и поэтичности песнь Захарии, которая завершается утверждением, что «посетил нас Восток свыше (то есть Христос) Просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира», а у пророка Исаий говорится: «И делом правды будет мир». Так и этот образ напоминает о тех служителях этой великой идеи мира, которая в наши дни актуальна как никогда.
🔘Хочется внимательнее всмотреться в одну из любимых картин, принадлежащих кисти русского художника Николая Рериха. Это написанное в 1933 году полотно «Держательница мира». Мы видим женскую фигуру на фоне звучащего синевой пейзажа. Пейзаж и природный, и одновременно с этим духовный, выражающий внутренний мир человека. Ландшафт жизни человеческого духа разнообразен , в нем могут и низины, и болота, и равнины, а могут быть и вершины. 🔘Именно к вершинам духа взошла эта женщина - кто знает каких усилий ей стоило такое восхождение?! К сияющей спокойствием ровной глади горного озера, из глубин которого буквально вырастает ввысь вся композиция : и величавый, загадочный горный массив, и яркий акцентный участок почвы, контрастирующий со спокойными и холодными оттенками небес и скалистых уступов. 🔘Вновь обращает на себя внимание композиционный приём, фигура помещена не в центр картины, а изображена слева, словно напоминая нам прием японской живописи, где мастера часто значимый по смыслу визуальный акцент смещали в сторону, при этом оставляя большую часть картины для незаполненного фигурами пространства, для пустоты, напоминающей о значительной буддистской концепции Шуньяты - Великой Пустоты. Можно вспомнить в этой связи слова Святослава Рериха - сына Николая Константиновича Рериха: «Как же это чудесно, что мы, даже с нашим физическим зрением, можем вглядываться в нашу нескончаемо протяженную Вселенную, где нам является Беспредельность и говорит с нами через мириады звезд и миров. Точно мы можем слышать бесчисленные голоса из той Великой Пустоты, которая и содержит и несет в себе и представляет собой Все, что было, есть и будет». 🔘Визуально фигура женщины - высочайшая точка, выше, чем любая из горных вершин. Она словно вертикаль, соединяющая небо и землю, вспоминается и древнейший сюжет Древа Жизни, коему так часто уподобляются подвижники духа. 🔘Кого же изобразил мастер? Рерих нередко прибегает к авторским, преображенным цитатам из выдающихся художественных произведений разных эпох. Прообраз этой фигуры - одна из знаменитых скульптур Нюрнбергского собора, созданная в XIII столетии, - маркграфиня Ута Мейсенская, в девичестве графиня фон Балленштедт. 🔘Хрупкая женственность сочетается в ней с волевыми чертами лица, об этом свидетельствуют и линия губ, и сосредоточенный на внутреннем мире взгляд, он отведён вниз и в сторону, подчеркивая самоуглублённость образа. Создаётся впечатление необыкновенной царственности облика. Она изящно поддерживает рукой ткань плаща, которым укрывается, словно защищаясь от ветра и угроз внешнего мира. Этот жест делает возвышенный облик ближе к зрителю, потому что мы помимо духовной мощи, мы угадываем и чувства, знакомые каждому - здесь это стремление спрятаться от ветров. 🔘В левой руке маркграфини художник изображает ларец, в котором скрыта священная реликвия. Тот самый ларец, который был передан Рерихам в Париже. Согласно легенде в нем хранился тот самый предмет, которому в XIII веке посвятил строки Вольфрам фон Эшенбах в рыцарском романе «Парцифаль», это камень, который в тексте романа несёт прекрасная женщина, увенчанная короной, – королева Репанс де Шой (ст.-фр. «раздающая радость») из рода хранителей Грааля: «Явленье чудесное произошло. Не солнце ль вспыхнуло так светло, что ночь, казалось, отступила? Нет! Королева в зал вступила! Лучезарным ликом зал освещала, чудеса великие предвещала... И перед залом потрясённым возник... светлейших радостей исток… райский дар, преизбыток земного блаженства, вожделеннейший камень Грааль». 🔘Известно, что Рерих посвятил эту картину своей супруге - Елене Ивановне, её образ соединился в художественном полотне с образом маркграфини Уты, а ларец в её руках появится позже на этом портрете Елены Ивановны, написанном ее сыном - Святославом. Возвращаясь к названию картины «Держательница мира» нельзя не вспомнить о значимых христианских аллюзиях, ведь и сам камень в ларце ассоциируется с христианской реликвией, воспетой Средневековьем. 🔘В христианском наследии есть прекрасная по своей глубине и поэтичности песнь Захарии, которая завершается утверждением, что «посетил нас Восток свыше (то есть Христос) Просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира», а у пророка Исаий говорится: «И делом правды будет мир». Так и этот образ напоминает о тех служителях этой великой идеи мира, которая в наши дни актуальна как никогда.