Найти в Дзене
Историк на диване

Эпоха фестивальной раздробленности. Почему большие реконструкторские мероприятия по позднему средневековью стали историей

"Бог всегда на стороне больших батальонов", - любили (да чего греха таить, любят) повторять "отцы" движения исторической реконструкции слова маршала французского "короля-солнце" Людовика XIV Жака д'Этампа. И когда-то фестивали под тысячу участников с сотнями комбатантов (я сейчас говорю о реконструкции XIII - XV веков - в "раннятине" с численностью сегодня проблем нет) и вправду были нормой. А мероприятия на сто-двести человек считались маленькими региональными междусобойчиками. Клубные "коробки" насчитывали десятки "штыков": "Ливонский орден", "Рольфхейм", "Княжеская дружина", "Берн", "Спас", "Эрфурт", "Русская дружина", "Нюрнберг" (простите, если кого запамятовал - голова-то давно отбита ударами алебард и фальшионов) выставляли в поле полноценные отряды. В период расцвета наш клуб "Даны" (Саратов) тоже мог вывести на фестиваль десятка три бойцов. Что же поменялось? "Историк на диване" решил попробовать ответить на этот вопрос. Прошу строго не судить за "многабукф". И не ругать за "старческое брюзжание". Я старался не сильно включать "кринжового деда".

Какие эпохи и регионы реконструируют российские любители истории. Участники движения представляют свои направления.

2003 год. Фестиваль  "Рыцарский замок" в Выборге. Фото из личного архива
2003 год. Фестиваль "Рыцарский замок" в Выборге. Фото из личного архива

1. ИСБ всему виной - так в округе говорили...

Я не склонен демонизировать ИСБ - исторические средневековые бои. К тому же топовые спортсмены от реконструкции во все времена шли особняком и были отдельной привилегированной "кастой" в рамках движения. Но факт остается фактом - именно после выделения ИСБ в отдельное направление численность участников фестивалей по высокому и позднему средневековью (XIII - XV век) резко пошла на убыль. Понятно, что это далеко не единственная причина, но именно она послужила катализатором для образования той ситуации, которую мы сегодня имеем: фестиваль на 200 человек по эпохе развитого средневековья считается топовым "вау-мероприятием". А изменение правил массовых сражений - бугуртов - под формат ИСБ - с отсутствием колющих ударов, и, как следствием, ставкой не на правильный строевой бой, а на веселую "свалку" и борьбу - стало последним гвоздем в крышку гроба массовых мероприятий XIII-XIV веков. Понятно, что после не к ночи будь помянутого фестиваля Дмитровский штурм, организаторы договорились об отмене колющих ударов, чтобы не оказаться на скамье подсудимых, а участники - чтобы не сесть в инвалидные кресла. Но как-то же справляются "раннятники", договорившись "гуманизировать" копья. То же самое вполне можно было бы сделать и с так любимыми реконструкторами Европы (и мной в том числе!) алебардами и прочими древковыми "вундерваффе". И сохранить тем самым тактическую и, что самое главное, историческую, составляющую бугуртов, сведенную сейчас до уровня, как любят шутить в движении, "гачи-борьбы". Или понадеяться на адекватность участников - но такое возможно только в формате небольших дружеских "междусобойчиков".

Глядишь, и народ бы снова подтянулся - ведь в таких массовых баталиях многое решает даже тот самый легендарный "неизвестный алебардист пятого ряда" с довольно средней подготовкой. Правда, только в случае "похитовых" бугуртов (и это было прекрасно продемонстрировано на прошедших в прошлом году маневрах "Большая осада"). Потому что - и это суровые реалии жизни - хорошо тренированный профессиональный спортсмен от ИСБ в титаново-кордуровых современных доспехах - юнит на поле практически "неубиваемый". И к тому же заточенный на нанесение своему/своим "визави" максимально возможного ущерба за минимально возможное время. Как сказал один из действующих чемпионов, когда его спросили о возможности проведения мероприятий "старого формата": "Что нам теперь, драться разучиться?".

Какие "виды" реконструкторов встречаются на фестивалях. Юмористическая классификация "Историка на диване"

2006 год. Фестиваль "Русская крепость" в Приозерске. Фото из личного архива
2006 год. Фестиваль "Русская крепость" в Приозерске. Фото из личного архива

2. Головокружение от успехов

Все вроде было лазурно и хорошо. Масса фестивалей, множество участников движения, все довольны и танцуют. Но увы. Как всегда бывает, рыба гниет с головы. И, по моему мнению, во многом причина сложившейся ситуации в банальных амбициях отдельных "вождей". Обойдемся без имен - думаю, все и так знают за кем какие грешки водятся. Просто часть деятелей движения исторической реконструкции решили, как говорит старинная польская поговорка, что каждый пан - улан. То есть что они "сами с усами" и справятся "безо всяких там" (сюда вставить нужную фамилию). Понятно, что иногда причины такой "феодальной раздробленности" были объективны - например, непреодолимые личные конфликты или взаимные финансовые претензии. Но далеко не всегда.

Есть и другая сторона этой медали: забронзовевшие лидеры, решившие, как говорил в разобранном на цитаты фильме "День выборов" атаман Парамонов: "А свобода есть только у одного слова, и слово это моё!". Такая автократия за пределами жестких иерархических структур вроде армии до добра доводит редко. Известно же - колхоз дело добровольное. Вот и пошли потихоньку в разные стороны люди, придавленные раздутым эго очередного наполеончика. И хорошо, если просто "откололись" и остались в движении. Есть множество примеров, когда люди "уходили в закат". Кто-то из "вождей" просто возомнил себя едва ли не мессией от исторической реконструкции. Другой вовремя не сообразил, что из его "пионеров", "рекрутов" и "йуных падаванов" выросли взрослые и амбициозные лидеры и не сумел направить их кипучую энергию в нужное русло. Кто-то не осознал, что знания, которые он много лет искренне считал своей монополией, в эпоху глобальной цифровизации и глобализации мира доступны любому интересующемуся.

В общем, хороши и те и те. Только вот для массовости движения исторической реконструкции высокого средневековья итог, увы, печален.

Кто выполняет роль "санитаров леса" на фестивалях исторической реконструкции и почему их работа так важна

2005 год. Фестиваль "Русская крепость" в Приозерске. Отряд "Ливонского ордена" и его союзников под предводительством Клима Жукова готовится к бугурту.
2005 год. Фестиваль "Русская крепость" в Приозерске. Отряд "Ливонского ордена" и его союзников под предводительством Клима Жукова готовится к бугурту.

3. У каждого свои песочницы

Из предыдущего пункта вытекает и этот - почти повсеместный отказ от "мультифестивалей", объединявших реконструкторов самых разных эпох. Да, отчасти это повысило уровень исторической достоверности. Потому что стоящие в одном строю викинг, рыцарь-тамплиер, швейцарский пехотинец XV века и ландскнехт с одной стороны вызывали у знающих людей некий когнитивный диссонанс. Но с другой фестивали были многолюдными праздниками, показывающими все разнообразие исторических эпох. Да и зрителям, если говорить о них, это было интересно. Сейчас же, разбившись на маленькие "песочницы" (а часто при этом перекидываясь известной субстанцией с другими такими же), участники движения предельно атомизировались. Да, сегодня предпринимаются робкие попытки снова проводить "мультифесты" по XIII - XV векам (например, маневры "Большая осада", которые впервые прошли минувшим летом в парке живой истории "Форпост"), но это - капля в море. Кстати, в движении исторической реконструкции тут можно взять пример с раннего средневековья, где стандартный формат - IX - XI века - практически на всех мероприятиях позволяет собрать на одном поле сотни людей. При этом иногда допускаются и участники из более ранних эпох, вроде вендельских саксов или других германских племен.

"Синтетические величества" и "сами себе историки". Какие ошибки часто совершают начинающие (и не только) реконструкторы

Лето 2021 года. Маневры "Большая осада" в парке живой истории "Форпост" в Московской области. Нынче масштабы уже не те. Хотя мероприятие получилось очень неплохое. Фото из личного архива
Лето 2021 года. Маневры "Большая осада" в парке живой истории "Форпост" в Московской области. Нынче масштабы уже не те. Хотя мероприятие получилось очень неплохое. Фото из личного архива

4. Гады годы

Увы, мы не молодеем. Кого-то засасывает семейный быт и вчерашний лихой рубака и веселый забулдыга потихоньку трансформируется в чинного отца семейства. Максимум, на что его хватает - пару раз в год пропустить по кружке пива со старыми камрадами под разговоры: "А помнишь, как я на Кореле того мамонта алебардой свалил..." или "Эх, как мы в 2003-м Выборге рубились с тамплиерами...". Другой с головой уходит в работу и вот уже он - большой начальник, обремененный массой обязанностей, которому как-то не по чину уже бегать по лесам с "железной палкой". Третий просто "перегорает" и уходит. Да и здоровье, увы, не железное. И годам к сорока начинают вылазить всякие болячки, которые в корне не согласны с тем, что ты регулярно получаешь по голове тяжелыми железными предметами, спишь в промокшем шатре и ешь непонятное варево пополам с дождевой водой из закопченного котла. А совсем уж олдовые ветераны движения, стоявшие у его истоков, к огромному сожалению, просто уходят из жизни.

Таким образом в силу разных причин из движения потихоньку вымываются люди. И далеко не всегда приход новых "штыков" компенсирует убыль. Есть отдельные исключения? Безусловно. Но они, как правило, подтверждают общую довольно безрадостную тенденцию.

Шесть причин, почему лично я почти 20 лет занимаюсь исторической реконструкцией

2003 год. Фестиваль "Рыцарский замок" в Выборге.
2003 год. Фестиваль "Рыцарский замок" в Выборге.

5. Молодежь нонче не та

Есть и еще одна проблема - цифровизация молодого поколения. Ведь виртуальные победы даются куда меньшими трудами, чем реальные. Да и от ударов мечами и топорами на экране монитора кости не заболят, а хирург в травмпункте не будет отпускать шутки про "лыцарей", зашивая распоротую в бугурте руку или ногу. Каюсь, я и сам не дурак побегать в "Фоллаут", взять пару-тройку замков в "Маунт энд блэйде" или застрелить десяток-другой фрицев в "Колл оф дьюти". Но это вовсе не заменяет жажду получить свою дозу адреналина в очередном бугурте. У многих молодых парней же дело обстоит несколько иначе. Конечно есть отдельные энтузиасты и молодая кровь в движение исторической реконструкции приходит. Однако не в тех количествах, как десять-пятнадцать лет назад. Да и та чаще всего она проходит мимо высокого и позднего средневековья. Да что там говорить - многие юноши представить себе не могут, как это - спать в лесу в палатке и вместо утреннего модного "флэт-уайта" (сам не пробовал, но коллеги подсказали, что этот кофейный напиток сейчас в топе) потягивать из закопченной кружки крепкий чай "с дымком". Чего уж тут говорить о мечах, алебардах, фальшионах и прочих "железных палках". И уж тем более о том, чтобы употребить их по прямому назначению... Может быть это все рыдания "кринжового деда" (меня) и на самом деле ситуация не такая плохая. Но с моей личной "колокольни" дело видится именно так.

Далеко не все придерживаются такого же взгляда на вещи. Так, Павел "Паль" Семенов, организатор раннесредневекового фестиваля "Русборг" уверен: молодежи в движение приходит достаточно

2003 год. Фестиваль "Рыцарский замок" в Выборге. Да, когда-то и мы были молодыми и задорными. На фото я в центре во время строевой тренировки перед бугуртами. Карточка из личного архива
2003 год. Фестиваль "Рыцарский замок" в Выборге. Да, когда-то и мы были молодыми и задорными. На фото я в центре во время строевой тренировки перед бугуртами. Карточка из личного архива

6. Буратино, где твои сольдо?

Ну и последняя, на мой взгляд, причина - коммерциализация движения исторической реконструкции. Я далек от коммунистических взглядов и доктрины: все взять и на всех поделить. Скорее наоборот. Да и доступность любого предмета доспеха или костюма радует - были бы деньги в кошельке. Хочешь ты меч? Пожалуйста. Кольчугу? Да сколько угодно. Расшитый шелком кафтан? Да хоть пять! Но только у молодежи, робко посматривающей в сторону исторической реконструкции, денег на все это нет. Раньше как было? Приходишь ты в клуб и начинаешь потихоньку собирать себе комплект. Шлем нужен? Вот тебе в руки половина гантели, там лежит железный лист. Петя поможет вырезать заготовку. Несколько дней мучений и кровавые мозоли на руках - и кривая заготовка готова. Уже Вася "за пиво" доведет ее до ума. А Гена на заводе сварит. То же самое касалось костюмов, макета оружия и всего прочего. Мало того, клубы которые продолжают идти по этому пути, в принципе, в молодежи особого недостатка не испытывают. Те же коллективы, которые сразу выкатывают новичку "райдер" - напротив. Есть, конечно, исключения и отдельные реконструкторские клубы и "тусовки", к которым без нескольких сотен тысяч на карточке лучше даже не подходить. Но их немного.

Почему "пуристы" от реконструкции также вредят движению, как ржавые "гоблины"

Один из моих шлемов работы мастера Павла Кетова. Такой на коленке, конечно, не сделаешь. Но стоит он почти как крыло от самолета. Фото из личного архива
Один из моих шлемов работы мастера Павла Кетова. Такой на коленке, конечно, не сделаешь. Но стоит он почти как крыло от самолета. Фото из личного архива

Отставить думскроллинг! Реконструкоры смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. Но не все. Блиц-опрос "Историка на диване"

П.С.

Повторюсь, на абсолютную истину я не претендую. Просто что-то одолела тоска по "старым-добрым" временам, когда солнце светило ярче, пиво всегда было холодным, девушки, гм, объемнее в нужных местах, а тень от пик и алебард сходящихся батальонов затмевала солнце... Ну и всегда стоит помнить, что в истории феодальная раздробленность всегда сменялась централизацией власти. Обычно с помощью всех доступных репрессивных методов. Ни на что не намекаю, но советую реконструкторам задуматься над этим.

Если вам понравился канал и статьи - подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте (все это способствует развитию и продвижению канала), предлагайте темы для новых исторических изысканий. Вместе с вами мы постараемся раскопать новые необычные факты и свидетельства древних эпох во славу Ее Величества Истории и исторической реконструкции. Если вас интересует какая -то тема - пишите в комментариях.

Автор: Алексей Зернаков

Фото: Алексей Зернаков