Два года назад российские организации вынужденно перевели сотрудников на дистанционный формат работы. Некоторые компании сохранили такой формат и после окончания карантина. Но для кого-то опыт оказался неудачным. В чем заключаются источники проблемы и каков секрет успеха?
Контроль за каждым чихом
Одна из систем управления основана на том, что все работники – крайне несамостоятельные, безвольные, недисциплинированные люди. Чтобы хоть как-то заставить их работать, нужно контролировать каждое их действие, выстраивать систему штрафов. Такой управленческий подход называется микроменеджментом. Естественно, на дистанте сохранять все меры контроля крайне затруднительно.
Цифровые способы контроля сотрудников
Некоторые компании не пожалели сил, времени и денег, чтобы внедрить систему цифровой слежки. Таких предложений на рынке появилось немало.
Например, программы Kickidler и «Стахановец» отслеживают работу сотрудников не только на компьютере, но и на смартфоне. Программа сохраняет в памяти все переходы по ссылкам, прикосновения к клавиатуре, экранное время в рабочих программах и в соцсетях, и многое другое.
Поклонники такого программного обеспечения часто пишут о необходимости контролировать каждую минуту наемного работника. Ведь если сотрудник трудится на условиях почасовой оплаты, то начальник имеет право знать, на что тратится оплаченное время. Но, к сожалению, ни одно ПО еще не научилось считать мысли и узнавать, думает ли человек о работе или о домашних делах.
Поощрение за результат работы
Одной из самых первых управленческих школ можно считать ту, что сложилась в рабовладельческом обществе: работников стимулировали с помощью кнута. Однажды кому-то в Древнем Риме пришло в голову, что этот способ хорош лишь для самых низкоквалифицированных работ. Если же нужно создать какой-то сложный продукт, например, вылепить амфору, то отношения с подчиненными должны быть другими: пусть вчерашние рабы живут на свободе, выполняют задания и получают оплату по результатам своего труда.
Этот подход ориентирован не на контроль, а на получение определенного результата. Материальные стимулы побуждают выполнять работу как можно качественнее, укладываясь в указанный срок. Это совсем иной метод стимулирования.
Инструменты ИТ-контроля за выполнением
К сегодняшнему дню создано немало цифровых платформ (например, CRM), которые позволяют отслеживать результат работы. Контроль результативности труда ведется в режиме онлайн, вне зависимости от того, где находится сотрудник: в офисе или на удаленке. Для удобства коммуникации между сотрудниками в некоторых ИТ-платформах предусмотрены специальные инструменты. К примеру, цифровая система «Гандива», помогает контролировать и сроки, и качество выполняемых работ, связанных не только с основными, но и с вспомогательными процессами компании.
Какая система мотивации эффективнее?
С одной стороны, микроменеджмент проще и удобнее, ведь он не требует от начальника особых навыков. Если сотрудники нерасторопны и неопытны, то они и сами рады, когда ими управляют на каждом шагу. Но, вероятно, вскоре они станут более компетентными, и этот стиль руководства будет им мешать. Кроме того, он неизбежно приведет к скуке и потере всякого желания работать, внедрять креативные подходы.
Что же касается «пряника» (мотивации по итогам работы), то это более сложный подход. Но он вдохновляет персонал, повышает его компетентность. Организация становится более успешной и конкурентоспособной.
Вот почему в Древнем Риме стали превращать рабов в вольноотпущенников.
Возвращаясь в наши дни, мы хотим привести пример успешной компании, которая тоже научилась правильно мотивировать сотрудников. Крупный автодилер – ГК «Агат» – внедрил платформу GANDIVA еще 9 лет назад. Успехи и развитие – налицо: число автоцентров увеличилось с 13 до 21. При этом многие отделы стали работать гораздо эффективнее при меньшем числе сотрудников. Например, в бухгалтерии теперь трудится 130 человек вместо 450.
Оптимизации кадров и повышения производительности удалось достичь благодаря автоматизации. Цифровая система вычисляет статистику по каждому подразделению и нагрузке. Поэтому руководители отделов больше не могут манипулировать статистикой и требовать увеличения фонда оплаты труда и количества штатных мест.
Таким образом и начальники отделов, и рядовые сотрудники начали работать более эффективно, чтобы выполнить поставленные планы. Разумеется, такой подход приносит гораздо больше пользы, чем контроль за рабочим временем, подсчет кликов и онлайн-переходов.
Рассказываем, как привлечь работников к оптимизации бизнес-процессов.
А здесь вы можете узнать, как создать систему эффективной мотивации и повысить производительность без цифрового микроконтроля.