Это была моя первая статья на творческом пути. Написала я ее после защиты курсовой работы у А.В. Коровина по скандинавской литературе. Андерсен восхищал меня своей тонкостью натуры, умением чувствовать так тонко, проникновенно и чутко, что мне казалось, я его очень понимаю. По всем книжным магазинам я выискивала новинки по Андерсену и скупала их. К моменту диплома я пришла с твердой уверенностью, что буду писать по немецкому романтизму. Но меня ждала совершенно другая тема, которая привела к защите кандидатской работы.
Для большинства из нас Ханс Кристиан Андерсен прежде всего величайший сказочник. На самом деле творчество Андерсена вовсе не ограничивается сказками. Наследие Андерсена обширно и многообразно. Писатель успевал творить, несмотря на многочисленные путешествия, насыщенную светскую жизнь и болезненную натуру. Андерсен проявил себя почти во всех известных жанрах. Начинал, в равной степени, поэтом, драматургом, автором путевых заметок, а позже принялся за жанр романа и сказки. Особенно интересно романное творчество Андерсена, которое, как правило, остаётся в работах исследователей не раскрытым.
Одним из первых романов Андерсена является «Всего лишь скрипач», который представляет ценнейший материал для исследований во многих аспектах. В своей работе я подробно исследую малоизученный роман в аспекте развития темы судьбы художника.
Главный герой романа (очень автобиографичный) – талантливый мальчик Кристиан из бедной датской семьи из Свеннборга. Кристиан очень талантлив, у него есть способны к музыке. Мальчик мечтает стать великим прославленным музыкантом. О музыкальном таланте Кристиана мы узнаём не сразу. Именно при встрече с крёстным в Хульгаде он первый раз берёт в руки скрипку. Именно крёстный, выведенный Андерсеном как гениальный человек с дьявольщиной, становится первым учителем музыки для Кристиана. Несколько уроков даёт крёстный мальчику. Позже он дарит ему скрипку и ноты. До этой встречи автор ничего не говорит об увлечении мальчиком музыкой. Стало быть, именно благодаря крёстному мальчик понимает, что увлечён скрипкой. Ведь у него в семье и в ближайшем окружении не было музыкантов. Именно крёстный предлагает мальчику научиться играть: «Научись и ты играть на скрипке!» [1,33], ведь с помощью неё он сможет «разбогатеть и отгонять печаль»[1,33] . Кажется, что крёстный взялся за развитие способностей мальчика – он решил давать ему уроки 2-3 раза в неделю, ведь у мальчика «пальцы подходили для скрипки и способности имелись»[1,33] .
Важно отметить, что в этом романе Андерсен проявил себя мастером психологизма: он тонко и подробно описывает чувства мальчика. Очень большое внимание Андерсен уделил именно описанию детских переживаний Кристиана. Часто он пишет: «так всегда думают дети», «так обычно ведут себя дети» и даёт детальное описание игр мальчика, особенностей детского мышления. Тем самым писатель внёс большой художественный вклад – обогатил представления о детской психологии и показал значение первых лет жизни ребенка для становления личности. Йохан де Мюлиус, профессор Южно-Датского университета, руководитель Национального центра исследований творчества Х.К.Андерсена, особенно отмечал заслугу Андерсена: «...описания его родного острова Фюн сопровождают начальные, очень детальные, и в то же время полные символики и психологизма, иногда даже предфрейдистского, картины детства и его влияния на взрослую жизнь» [7,11]
Нужно заметить, что «Всего лишь скрипач» очень насыщен лирическими отступлениями на разные темы:
- о литературе и искусстве (скульптура, живопись, театр)
- о периодах в жизни человека (детство, юность)
- о судьбе гонимых народов (о евреях и цыганах)
- о судьбе поэта
- об обществе (о положении бедных и богатых и т.п.)
- о нравственности
- о достопримечательностях различных городов и стран
- о народных верованиях
- о политике (крайне редко)
Уже из названия «Всего лишь скрипач» можем сделать вывод о субъективном методе повествования, то есть Андерсен прямо высказывает своё личное отношение к главному герою романа - он всего лишь скрипач.
Таким образом, Андерсен решает несколько художественных задач, но самое главное – авторское слово предельно расширяет предмет изображения, то есть выносит на суд читателей целый ряд проблем, которые не могли быть поставлены и решены на уровне сюжета. Лирические отступления несут в себе большую эстетическую ценность.
Подобный метод повествования Андерсена подвергся критике. По мнению датского исследователя Бо Грёнбека, подобные лирические отступления слишком частотны и излишни, в них преобладает постоянное Я Андерсена, что делает структуру романа фрагментарной, композицию рыхлой и вялой. Да к тому же, в этом видели причину разбухания романа и, по выражению Грёнбека, «неподъёмности» материала.[6,137] Возможно, подобная критика справедлива, потому что лирические отступления Андерсена, действительно, нередко отвлекают внимание читателя от сюжета, да и сам автор, увлекаясь, часто обрывает логический ход событий, так что читатель должен сам предполагать, куда поехал тот или иной герой, или догадываться, что он уже, должно быть, вернулся. Но это вопрос спорный, ведь, если рассматривать произведение Андерсена как романтическое, то все обвинения по поводу нестройности композиции станут неуместными, поскольку для романтиков очень характерна фрагментарность повествования. А это уже другой спорный вопрос, к какому направлению относить роман «Всего лишь скрипач».
В середине первой части мы впервые встречаемся с длинным рассуждением Андерсена, разъясняющим его отношение к главному герою и его понимание проблемы «художник и общество». При этом наблюдаем используемый Андерсеном приём сравнения, связанного с природными образами (или синтаксического параллелизма), который довольно часто встречается в романе.
Автор сообщает, что согласно народному поверью, пыльца от цветка барбариса порождает ржавчину на спелых зерновых колосьях, а «благороднейший ослепительно белый мак через год теряет свой цвет, если растёт среди пёстрых» [1,45].
Тут же автор проводит аналогию: таково и влияние окружающей среды, которая «изменяет первоначальный элемент в его развитии» [1,46].
Андерсен усматривает пагубное влияние этой среды на спелый колос, на белоснежный мак, то есть на выдающуюся, неординарную личность, в том числе на Кристиана. Вот он перед нами, талантливый мальчик, судьбу которого мы пока не знаем, но по рассуждению автора мы догадываемся, что она, видимо, будет печальной.
Продолжает это лирическое отступление сопоставление Андерсеном развития ребёнка с мастерством ваятеля. Когда человек формует мягкую глину, мы не сразу можем понять, какое произведение он собирается создать. «Насколько же труднее предугадать в ребёнке его развитие и судьбу!» [1,46]. Андерсен полагает, что у мальчика могут быть только два варианта судьбы: «он станет либо выдающимся артистом, либо убогим, растерянным горемыкой» 8. Для автора другого варианта судьбы мальчика быть не может.
Автор наблюдает за героем сам, как психолог, не давая Кристиану права говорить и высказывать свои чувства.
«Бог мелодий поцеловал его ещё в колыбели» [1,46], - говорит Андерсен о мальчике, но в тексте мы не видели пока непосредственных свидетельств его гениальности. Автор сам говорит об этом. Он размышляет, что принесёт мальчику этот «поцелуй» - вдохновение или безумие? Ведь грань между ними очень узка... И опять в сознании Андерсена возникает альтернатива – восторг тысячной толпы или игра перед буйной молодёжью в трактире?
Важно, что именно второму варианту Андерсен даёт более подробное описание: «...на старости лет он будет играть перед буйной, грубой молодёжью, подвергаться насмешкам и слыть придурковатым за свою вечную погружённость в мечты, - он, чья душа получила незримое крещение музыкой?» [1,47] Здесь уже Андерсен будто заранее предвидит, по какой дороге пойдёт путь Кристиана, и всё это рассуждение проникнуто сильным негодованием.
Конечно, эта тема была очень болезненной для Андерсена, ведь ему самому пришлось пройти через множество трудностей и бед, и он переживает, что очень часто такие истинные (по мнению Андерсена) таланты «погибают в кабаках».
На протяжении всего романа автор в очень ярких философских образах проводит своё понимание того, что ждет талантливого человека из бедной семьи: «жемчужина таланта, чтобы засиять во всей красе, нуждается в ловце, который поднимет её на свет божий, а также в раковине...к которой она могла бы прирасти, то есть в высоком покровительстве...» [1,124];«талант подобен яйцу, которое нуждается в тепле и должно быть оплодотворено удачей – иначе из него не вылупится птенец»[1,124]
Что же происходит с Кристианом? Мальчик убегает из дома и встречает крестного, который вскоре заканчивает жизнь самоубийством. Мальчик ещё не видит своей цели, он лишь очень увлечён музыкой, звуками, он не знает, что нужно бороться, быть настойчивым в достижении того, чего ты желаешь. И он робеет, ощущает себя слабым, ведь он не пытается воспрепятствовать продаже своей столь важной для него скрипки, не бережёт ноты, раз его сводный брат Нильс запросто находит их и портит. Нет у Кристиана и проявления гнева. Он просто смиряется с реальностью. Андерсен пишет, что над благородными или одарёнными людьми часто насмехаются, потому что окружающие не могут понять своеобразие человека или преобладание добра в нём. Здесь, конечно, выразилось отношение самого Андерсена к окружающим – именно людское недоброжелательство мешает движению таланта к признанию и славе.
Для Андерсена важно, что рядом с мальчиком не было человека, который мог бы понять его и помочь не сойти с должного пути. Кристиан одинок. И автор рассуждает об этом чувстве одиночества, которое всегда было в его собственной душе.
По мере развития фабулы Андерсен распоряжается судьбой мальчика так, что он попадает на шхуну к шкиперу Петеру Вику и становится юнгой. Он узнает много нового, встречает много разных людей и приобретает жизненный опыт, но ничего не делает, чтобы стать «великим музыкантом». Потом Кристиан попадает в дом к господину Кнепусу, где начинает читать о музыке и учиться в школе, но и здесь он не смог стать ближе к своей цели: «Я хочу прославиться, иначе мне жизнь не нужна» [1,179], - говорит Кристиан. Он мечтает открыть что-то новое, отправиться очень далеко, чтоб о нём только и говорили. Пусть он будет лучше других.
Вскоре Кристиан решает уехать в Копенгаген. Казалось, что в столице он приобретает важные знакомства: так, по пятницам и воскресеньям он обедает у коллежского советника, вторникам и четвергам он обедает у лакея короля, дочку которого учил играть. Андерсен подчёркивает: «Это было полезное знакомство, которое, как он надеялся, приведёт его к счастью и славе, ведь лакей мог замолвить за него словечко у сильных мира сего» [1,286]. Коллежский советник помогает Кристиану пробиться – молодой человек играет в антрактах любительского спектакля в театре.
Но ведь это вовсе не то, о чём мечтал Кристиан. Андерсен будто подытоживает эти безнадёжные попытки прославиться: «...в его импровизациях были душа и талант, но никто их не слышал; удача...решающая удача не хотела так высоко подниматься по лестнице, чтобы найти талант под самой крышей» [1,282] . Автор негодует, страдает по поводу судьбы своего героя: «хорошо бы их <работы Кристиана> слушали в палатах мира сего, хорошо бы хоть раз в столетие единственный талант был спасён от нужды и лишений!» [1,283]
Андерсен встаёт на защиту тех талантливых людей, которые были поставлены в неблагоприятные условия. Для сильных мира сего произведения поэта и музыканта всего лишь игра, но автор уверен, что пройдут века, пока они оценят их божественность. «Пусть автор погибает – слова его будут услышаны!» [1,311] - восклицает Андерсен.
Соединение тёмного и светлого ощущается в описании скорой кончины Кристиана. Герой напоминает Люции, лучшей подруге юности, о тех словах, которые она сказала ему при виде полоумной женщины. «Этот мир прекрасен и люди такие добрые!» [1,317] .
Но сам того не замечая, как отмечает автор, Кристиан тут же хулит человечество. «Простые смертные как гарпии гадят» [1,343] на пиру у выдающегося человека. Это уже импульсивный порыв человека, который обижен.
Андерсен показал в романе судьбу художника, который не смог стать великим музыкантом, о чём он так упоительно мечтал. Читателю Кристиан не представляется гением, скорее просто талантливым человеком, который лишён воли и настойчивости, практичности, он постоянно в своих мечтаниях.
На мой взгляд, роман «Всего лишь скрипач» Андерсена написан в духе двух направлений – и реализма, и романтизма. Рамки чистого романтизма были автору тесны. Он разработал по-своему одну из самых распространённых тем романтиков – «художник и общество».
В отличие от немецких романтиков (Новалис, Тик, Вакенродер, ранний Гофман), Андерсен не обожествляет гения. Как мы видели при анализе романа, он занимает более сдержанную позицию, хотя по-своему освещает этот аспект – гения нужно всячески поддерживать, оберегать, окружать теплотой и заботой. Герой постоянно в своих мечтаниях, фантазиях, он наивен и доверчив. Но мы не видим явного противопоставления художника, то есть Кристиана, окружающему «серому» миру филистеров, как это было отражено в произведениях классических немецких романтиков. Андерсен проводит ту же идею, что и в «Калошах счастья»: «...нелепо думать, что поэт не такой же человек, как все прочие. Среди простых людей часто встречаются натуры гораздо более поэтические, чем многие прославленные поэты...» [2,27]
Нет в романе и двоемирия, нам представлена реальная жизнь 19 века в разных её проявлениях.
Ещё в меньшей степени, чем обожествление гения, присуще Андерсену свойственное романтикам чрезмерное восхищение стариной, временами героического эпоса и мифов. В романе много народных преданий, цитат из древнегреческой мифологии, но Андерсен не восхищается, он приводит их для обогащения романа, для придания большей ценности ему.
Андерсена считают предтечей реализма в Дании. В романе он поднимает очень много социальных проблем, рассуждает, высказывает свою позицию. Сам главный герой Кристиан показан очень реалистично. Он не становится тем, кем он должен был стать (по мнению Андерсена), и это объясняется рядом внешних причин. Романтический же герой самостоятелен, и его действия никогда не объясняются бытовыми причинами.
Кроме того, Андерсен описывает конкретную Данию начала 19 века, в тексте он часто указывает год и, реже, дату происходящих событий в романе. Очень много внимания автор уделяет описанию городов, достопримечательностей с исторической точностью.
Таким образом, в романе «Всего лишь скрипач» романтические элементы проникают в современный реализм.
«Андерсен пишет странную, причудливую, слегка манерную прозу, исполненную искрящейся, восхитительной фантазии»,- пишет современный исследователь А.В. Сергеев. [9,17]
По мнению Г.Брандеса, форма романа хотя и не противоречит таланту Андерсена, всё же не совсем для него подходящая, поскольку требует от автора не только силы воображения и чувства, но также ясного разума и холодных наблюдений. Андерсен же исключительно поэт, а не ученый и не мыслитель.
Андерсен принадлежит к лучшим датским романистам своего времени, его имя даже ставили в один ряд с такими европейскими величинами, как Вальтер Скотт и Виктор Гюго. Датское литературоведение отмечало, что Андерсен вошёл бы в историю её литературы, если бы он не написал ничего, кроме трёх романов: «Импровизатор»(1835), «О.Т.»(1837), «Всего лишь скрипач»(1837).
«Всего лишь скрипач», по мнению самого автора и по мнению читателей, стал одним из самых удачных крупных произведений Андерсена. Этот роман - плодородная почва для многочисленных дальнейших исследований.
Список использованной литературы:
1) Андерсен Х.К. Всего лишь скрипач – М.: Текст,2001
2)Андерсен Г.Х. Сказка моей жизни - М.:Терра, 1997
3)Бекетова М.А. Г.Х.Андерсен, его жизнь и литературная деятельность. СПб, 1892
4)Брандес Г. О литературной критике // Брандес Г. Русские впечатления. – М.: О.Г.И., 2002
5)Гинзбург Л. О литературном герое.- Л.: Сов.писатель, 1982.
6)Грёнбек Б. Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность. – М.: Прогресс, 1979
7) де Мюлиус Й. Наше время – Ханс Кристиан Андерсен и становление современного романа / Ханс Кристиан Андерсен и современная мировая культура: статьи и материалы международной конференции. – Моск. гос. ин-т. Межд. Отношений (ун-т) МИД России, кафедра скандинавских, финского, нидерландского и греческого языков. – М.: МГИМО-Университет, 2008.
8)Писатели Скандинавии о литературе. – М., 1982
9) Сергеев А.В. Творчество Х.К. Андерсена в оценке Г.Брандеса / Ханс Кристиан Андерсен и современная мировая культура: статьи и материалы международной конференции. – Моск. гос. ин-т. Межд. Отношений (ун-т) МИД России, кафедра скандинавских, финского, нидерландского и греческого языков. – М.: МГИМО-Университет, 2008.
10) Храповицкая Г.Н. Датский романтизм. Ханс Кристиан Андерсен // История зарубежной литературы XIX в. М., 1991.
11) Хализев В.Е. Теория литературы – М., 2002
12)Чеканский А.Н. Путешествие в страну вечного странника (автобиографическая проза Х.К.Андерсена)/ Ханс Кристиан Андерсен и современная мировая культура: статьи и материалы международной конференции. – Моск. гос. ин-т. Межд. Отношений (ун-т) МИД России, кафедра скандинавских, финского, нидерландского и греческого языков. – М.: МГИМО-Университет, 2008